S5 MP3 Player - плагин joomla Mp3

Автор:

Смирнова Татьяна Владимировна

Преподаватель МКИМ,

Историк музыки, Культуролог.

Страны Европы переживают в XVII- XVIII в. период разложения феодальных и становления капиталистических отношений. Первоначальное накопление капитала продолжает определять основное направление развития. В экономике этого периода важнейшей отраслью производства по-прежнему остаётся сельское хозяйство.

XVII- XVIII вв. - эпоха мануфактурного капитализма, время его расцвета. Капиталистическое производство охватывает всё новые отрасли промышленности, растёт количество мануфактур.

В обществе происходят кардинальные сдвиги. Продолжается формирование классов новой капиталистической формации. С распространением мануфактур увеличивается численность пролетариата, параллельно с этим классом складывается класс буржуазии. Её передовая часть- промышленная буржуазия, - развита была ещё слабо, в отличие от слоя купцов, финансистов и банкиров.

Основной формой государственного устройства являлся абсолютизм.

Европейский абсолютизм утвердился на последнем этапе существования феодальной формации. Абсолютная монархия ограждала интересы привилегированного дворянского класса от поднимающейся буржуазии. В различных странах абсолютизм обнаруживает те или иные особенности, например, в Германии и Италии утвердился княжеский абсолютизм, закрепляющий политическую раздробленность и тормозящий развитие этих стран.

   В XVII- XVIII вв. продолжался процесс формирования наций. В Западной Европе складываются в основном национально - однородные государства (Англия, Франция), в Восточной, наоборот, многонациональные (Австрийская империя, Речь Посполитая). В условиях политической раздробленности этот процесс замедляется (Германия, Италия).

   С конца XVII в. в жизни Европы развернулось широкое идейно- культурное движение, получившее наименование Просвещения. Передовые мыслители верили, что на смену мрачному средневековью пришла пора разума, освобождение от духовной власти религии и схоластики. Всё должно предстать перед судом разума. Просветители развивали теорию «естественного права» (прирождённое равенство людей) и «общественного договора» (государство- результат договора между людьми и должно служить их благу). Особую роль в развитии человеческого общества они отводили воспитанию, были сторонниками идеи общественного прогресса.

   В начале XVII в. главные европейские страны оказались вовлечены в Тридцатилетнюю войну (1618 - 1648). Основой конфликта стало противостояние испанских и австрийских Габсбургов и Франции, стремившейся не допустить усиления Германии, поддерживающей в стране религиозные и феодальные распри. Война втянула в свою орбиту множество государств, но была проиграна Габсбургами, принесла империи невиданное разорение, затормозившее развитие страны на долгий срок.

   Во второй половине XVII в. Франция, как одно из сильнейших европейских государств, стремиться установить свою гегемонию. Людовик XIV с помощью династических манипуляций «прибирает к рукам» испанский трон. Однако грандиозным планам не суждено было сбыться: против Франции выступила мощная коалиция в составе Англии, Голландии, Австрии. В Европе происходит важная перегруппировка сил: Франция, Швеция, Испания сходят в разряд второстепенных держав, тогда как усиливаются Англия и Россия. Они будут доминировать на протяжении всего XVIII века.

Абсолютизм. Дворянин и буржуа.

   XVII и XVIII столетие - время расцвета абсолютизма. Разнообразны его формы и модели, различна его эволюция в отдельных странах, однако все они имеют нечто общее в культурно-бытовой сфере. Абсолютизм диктует обществу определённые правила поведения, задаёт моральные нормы. Абсолютистская идеология формирует особую психологию в различных слоях общества. Королевская особа выделяется не по принципу знатности, богатства или власти (хотя всё это присутствует). Король поднимается над простыми смертными в силу божественного характера монаршей власти. Никто не равен ему. Он имеет права начертать своим девизом: «Государь - образ и подобие Божие», как это сделал герцог Вюртембергский (Карл Евгений). Льстивый эпитет король-Солнце, данный придворными Людовику XIV, совершенно справедлив. Он адекватно отражает то богоподобие, тот божественный статус, который, по абсолютистской идеологии, неотъемлемо принадлежит государю. Придворные молятся, стоя спиной к алтарю, обратившись лицом к своему монарху.

   Личность монарха олицетворяет собой государство, его людей, его богатство, его культуру. Всё, прямо или косвенно принадлежит монарху. Фраза, ставшая крылатой: «Государство- это я», принадлежащая Людовику XIV, по сути является лозунгом абсолютизма. Апологеты французской монархии, как и сам король прямо рассуждали о высших правах монарха на имущество его подданных. Об этом свидетельствует продажа должностей, пополнявшая королевскую казну (особенно распространённая во Франции при Людовике XIV, и в Англии при Якове I Стюарте). Яркое подтверждение тому даёт институт королевских монополий, якобы защищавший «национальные интересы». Так, английский историк К. Хилл рисует жизнь англичанина, окружённого исключительно монопольными вещами: «он строит дом из монопольного кирпича, спит на монопольной перине, носит монопольные кружева, из монопольных оловянных кружек он пьёт монопольное пиво, сделанное из монопольного хмеля, хранящегося в монопольных бочках и продаваемого в монопольных пивных». Государю принадлежит не только имущество его подданных, но и они сами. Для мелких абсолютистских государств Германии показательно практика торговли рекрутами. Они поставлялись в разные части света, туда, где шли войны.

   Божественность и всевластие монарха требуют создания соответствующих обиходных норм, что находит своё выражение в тщательной разработке придворного церемониала. С XV века наряду с итальянскими дворами в качестве образца почиталось устройство бургундского двора. Его заимствовали Валуа, а  также унаследовали Габсбурги, создав впоследствии впечатляющий ритуал в Испании и в Австрии. Слабеющая в XVII веке Испания с её закостеневшим, чересчур чопорным церемониалом передаёт пальму первенства Франции, которая со второй половины XVII века становится эталоном для всех королевских дворов Европы. Действительно, парадная, пышная придворная жизнь в версальской резиденции (куда двор окончательно перебрался в 1682 году) являла собой в высшей степени замечательное зрелище. Она ассоциируется с высокими достижениями культуры и искусства, украшавшими её трагедиями Расина, комедиями Мольера, музыкой Люлли, постройками Перро, декоративным искусством Лепорта. Рассчитанный до тонкостей церемониал создаёт упорядоченность обихода. Он чрезвычайно сложен: кто, где и когда занимает то или иное место, имеет те или иные права. Например, кто присутствует на торжественных аудиенциях с покрытой головой? Кто имеет преимущества при передвижении двора? Кому давался титул «монсеньор»? Придворная аристократия придавала огромное значение любым мелочам, сражалась за обладание теми или иными привилегиями. Очень почётным считалось право сидеть в присутствии высочайших особ (так называемое «право на табурет»). Имевшие его дамы именовались «табуретками», были и частичные «табуретки» (им полагалось сидеть только по утрам - например, жене канцлера). Это право высоко ценилось при всех европейских дворах: английском, испанском и других. При испанском дворе женщины по-мавритански располагались на подушках (отсюда выражение: «На земле, как женщины»). Обычай существовал долго: ещё в XVII веке придворные дамы сидят на подушках на специальном возвышении.

   Придворная жизнь напоминает постановочную пьесу. Её чинное размеренное течение прерывается суматошным безумием праздников. В таких случаях не считаются с расходами, спешат поразить, блеснуть. Кавалеры и дамы сражаются из-за портных и модисток, парикмахеров, стремясь переманить их друг у друга. Так было, например, на свадьбе внука короля герцога Бургундского, которая прогремела по всей Европе. Роскошны празднества Версаля. «В большой галерее Версальского дворца зажгли тысячи огней. Они отражались в зеркалах, покрывавших стены, в бриллиантах кавалеров и дам. Было светлее, чем днём,» - описывал праздник посол Венеции.

   Особа монарха окружена аристократической элитой. Хотя от имени короля торгуют дворянскими грамотами и король назначает мещан на высокие посты в административном аппарате, но ко двору мещане не допускались.

   Всё население, не имеющее дворянского звания, рассматривается в качестве черни, недостойной называться людьми. Согласно господствующим в то время воззрениям, род людской начинается с баронского звания. Вся «чернь» отделена от божественной личности монарха строгими границами. Например, простолюдинам был строжайше запрещён доступ в сады и парки, окружавшие резиденцию государя.

   Одной из характерных черт эпохи становится публичность. Тон в этом задаёт сам монарх. Жизнь короля и его семьи протекает прилюдно, на глазах придворных. Публично женятся, рожают детей, умирают. Придворным всегда известно, кто и что делает в любое время дня и ночи. Такие процедуры, как леве (утренний туалет короля) и куше (отход ко сну) совершаются также при большом стечении народа. Даже такая интимная церемония как «ночное судно» выполняется прилюдно, тем более что «заведует» им особа в сане герцога. Придворные страстно борются за право присутствовать на них, за почётное место на той или иной церемонии.

   Формируется верноподданническая психика. Королевский двор и сама царственная особа становятся мерилом всех ценностей. Бюргерство подражает нравам и модам, царившим при дворе (типа знаменитого цвета «кака-дофин» - цвет детской неожиданности).

   Эпоха лишает тайны всё и вся. Общество желает знать малейшие детали частной жизни, и поэтому всё выставляется напоказ - отношения, чувства, мысли. Дух публичности распространяется в разных слоях: это и мемуарная литература, заполонившая частные библиотеки, и зеркала, позволявшие насладиться своим представительным видом и ставшие непременным атрибутом не только дворца, но и любого состоятельного дома, и костюм, причёски, украшения, предназначенные для демонстрации.

   Особая роль при абсолютизме принадлежит армии. Военное дело- любимое занятие монархов, они тщательно пестуют военный дух. На смену рыцарскому ополчению приходит регулярная армия (рекруты и наёмники), армия унифицируется и подчиняется дисциплине. Особое внимание уделяется строю, внешнему виду солдат, их выучке и выправке. Декоративность доходит до смешного. Так в XVII веке «воротничковые перемирия» объявлялись для того, чтобы выстирать и высушить нужную деталь туалета - большие отложные воротники. Важная страница в жизни армии- всевозможные парады, военные сборы, превращавшиеся в придворные праздники. На них солдаты ходят в парадной форме, офицеры покупают себе дорогие мундиры, держат отрытый и дорогой стол (у командующего 72 повара и 340 человек прислуги). Наконец, на сборы являются дамы.

   Пышность и великолепие культурно-бытового фона абсолютизма имели и обратную сторону. Во многих помещениях роскошного версальского дворца тесно и грязно. (Даже на парадной версальской лестнице стоял дурной запах). Все должны оберегать свои карманы, так как процветает воровство. Во дворце был дважды обворован наследник престола, а принцесса Бургундская ограблена даже в день своей свадьбы. За карточным столом много и азартно играют, но игра зачастую ведётся краплёными картами и нередки скандальные случаи с шулерами. Как и в XVI веке, при дворе процветает колдовство, тайно служатся «чёрные мессы». Разворачивается драма ядов - все боятся быть отравленными. Наконец, печальное отсутствие гигиены. Моются редко и мало. Сам Людовик имел обыкновение только брызгать на себя водой и одеколоном. Роскошные причёски и наряды кишат насекомыми. Дамские волосы из-за сложности укладки не расчёсываются неделями, что вызывает болезни кожи, глаз, ушей. Проблемы с зубами одинаковы у мужчин и женщин. Их остаётся только белить, так как  ни о какой регулярной гигиене зубов речи не идёт и в блестящем светском обществе мало у кого можно найти здоровые и крепкие зубы.

Костюм эпохи Барокко

   Мужской костюм в первой половине XVII века приобрёл более свободные и удобные формы, чем в XVI в. Силуэт фигуры стал определяться завышенной линией талии и длинными неширокими панталонами. Дополнялся силуэт распушенными по плечам волосами и широкополой шляпой.

   Необходимой частью мужского костюма была белая рубашка с манжетами, отделанная великолепными кружевами, и широким отложным воротничком.

   Сверх рубашки надевали камзол, имевший специфическую форму: талия его была сильно укорочена и обозначалась рядом нашитых бантов. Полы камзола сзади были короткими, а спереди удлинёнными в виде мыса. Рукава- широкие с разрезами во  всю длину, через которые виднелась цветная подкладка.

   Панталоны были узкими и доходили до середины икр, где завязывались при помощи лент, или застёгивались на пуговицы. Простой народ по-прежнему носил широкие сборчатые шаровары, завязанные под коленом. На ноги надевали чулки, обычно светлые, а в народе часто полосатые вязаные.

   Верхней одеждой служил неширокий кафтан с отложным воротничком и укороченными рукавами. Его набрасывали на левое плечо и спину, как плащ

   Обувью служили туфли и сапоги, причём в сапогах можно было явиться даже на бал. Сапоги шили из тонкой кожи светлых тонов, они имели голенища с раструбами, поднятыми вверх в виде воронки. Сапоги всегда имели каблуки, а на подъёме украшались кожаной пряжкой, за которую крепились шпоры. Цветные башмаки на каблуках надевались только на балы.

   Причёска согласно этикету состояла из длинных волос, распущенных по плечам. Те, кому собственных волос не хватало, носили вошедшие в моду парики.

   Модным головным убором считались широкополые фетровые шляпы светлых тонов, украшенные разноцветными страусовыми перьями: белыми, голубыми, красными.

   Обязательной деталью дворянского костюма была шпага, которая согласно моде крепилась на перевязи. Дополнением к костюму служили перчатки с раструбами, трость и розетки из лент, которые носили на груди или на плече в честь дамы сердца.

   Обычно все костюмы этого времени были ярких или светлых тонов: голубые, красные, серые, жёлтые, белые.

   Изменения в мужском костюме произошли во времена правления короля- Солнца Людовика XIV, и связаны с эпохой Барокко. Необходимым предметом мужского костюма этих лет была белая сорочка с длинными пышными рукавами и кружевными манжетами. Сверх неё надевалась короткая незастёгивающаяся курточка с короткими рукавами. Панталоны были широкими, пышными, завязывались под коленом. На ноги надевали белые шёлковые чулки с кружевными отворотами- канонами. Этот пышный костюм дополнялся новым предметом мужского туалета -  юбкой- ренгравом, которая надевалась поверх панталон так, чтобы были видны кружева. Обувью служили туфли, имевшие плоский округлый носок - «утиный нос», обычно белого цвета на высоком красном каблуке (иногда высотой до 7 см). Высокие сапоги с раструбами надевали на охоту.

   Пышная причёска состояла из массы длинных, завитых в локоны волос, причём модным цветом волос считался белокурый. Дворяне обычно носили парики. Головным убором служила шляпа конической формы с узкими жёсткими полями, украшенная массой страусовых перьев.

   Женский костюм XVII века по силуэты был схож с мужским. Женщины носили одновременно два платья: нижнее более светлое, верхнее более тёмное. Верхнее платье от талии до самого пола всегда было распахнуто так, чтобы из-под него виднелась юбка атласного или парчового нижнего платья. Вырез платья имел форму каре, обязательной частью костюма являлся большой отложной белоснежный воротник, отделанный кружевами ручной работы.

   Туфли имели небольшой каблук и украшались бантами и розетками. Чулки носили светлые шёлковые.

   Причёска была двух типов: либо волосы расчёсывали на прямой пробор; Укороченные пряди волос у щёк завивали, а заплетённую сзади косу укладывали короной, либо носили чёлку, боковые пряди взбивались, а на затылке прикалывались шиньон или коса.

   Уже к середине XVII века женский костюм не менее, чем мужской, подвергся изменениям. Сильно изменился силуэт: талия стала тоньше и длиннее, юбка приобрела шлейф, рукава, украшенные оборками, сильно сузились. Корсеты, сделанные из китового уса, туго шнуровались. Поменялась форма выреза платья: сначала он имел форму овала, затем приобрёл вид неглубокого и неширокого квадрата.

   Обувью служили туфли на высоком выгнутом «французском» каблуке с очень узким, заострённым носком. Такие туфли требовали осторожной, плавной походки. Изготавливались они обычно из дорогих тканей- бархата и парчи.

   С 90-х годов в моду вошла причёска, состоящая из комбинации локонов и крахмальных наколок, называемая «фонтанж». Укладывалась она на голове рядами, состояла из локонов, смазанных для твёрдости белком. При помощи проволочного каркаса, украшенного кружевом, цветами и лентами, причёске придавались различные фантастические формы.

Галантный век

   Галантным веком называют XVII и XVIII века. Хронологически данный период совпадает с господством абсолютизма, характерными чертами которого были церемониальность, ритуал, почитание этикета. Эти формы получают распространение в различных сферах жизни, в том числе в отношениях между мужчиной и женщиной. Они приобретают вид галантности - демонстративно почтительного отношения к даме, имеющего некий эротический подтекст. Галантность становится модой, символом хорошего тона и культивируется в различных кругах дворянства и буржуазии.

   Это время называют «классическим веком женщины» - она господствует во всех областях культуры, вокруг неё складывается настоящий культ. «Она - идея, идол, перед которым люди склоняют колени, икона, на которую молятся. Проза и стихи, кисть, резец и лира создают из неё, ей же на радость божество, и женщина становится в конце концов для XVIII века не только богиней счастья, наслаждения и любви, но и истинно поэтическим, священным существом, целью всех душевных порывов, идеалом человечества», - так красочно описали культ галантности братья Гонкуры. Господство женщины, однако, вовсе не означает её эмансипации. Она царит как символ наслаждения, эротики, праздного времяпрепровождения.

   Галантный век охватывает два стилевых периода- барокко и рококо. У них много общего, они внутренне близки, родственны друг другу, ведь рококо считается заключительной стадией барокко.

   XVII век эпоха расцвета абсолютизма, время его наибольшего могущества. Барокко создаёт пышное обрамление абсолютистским устремлениям монарха и аристократии, прославляет власть и богатство. Барочные формы импозантны, величественны, напыщенны и помпезны, они отделяют знатного человека от простого смертного, короля от толпы придворных.

   В XVIII веке барокко сменяет рококо, который отразил закат абсолютизма, угасание элитарной культуры феодальной Европы. Это последний оригинальный стиль европейской аристократии, с его удивительно прихотливыми, стилистически отточенными формами. Они отражают её образ жизни- культ изящества, изнеженности, приятных развлечений: музыки, любви, охоты. Жизнь мимолётна, так давайте веселиться - «после нас хоть потоп!» Всё становится грациозным, лёгким, воздушным: вместо торжественных мистерий - беззаботные галантные празднества, вместо высокопарных од - полушутливые мадригалы.

   Каков же идеал человека в эпоху абсолютизма? Идеал мужчины XVII века- отнюдь не рыцарь, но придворный. С 50-х годов образцом мужской красоты и мужских доблестей становится сам король-Солнце - Людовик XIV. Искусный наездник, охотник, танцор, он отличался во всех придворных искусствах. Увлечённо занимаясь военными делами, король, тем не менее, не воплощал в себе тип воина.

   Людовик с его высоким ростом, правильными чертами лица, представал перед всеми в облике некоего могущественного Юпитера. Он любил принимать величественную позу, чему в немалой степени способствовали высокие каблуки и огромные парики- алонжи. Под стать ему была и Юнона, олицетворяемая либо его матерью Анной Австрийской (первая половина XVII в.), либо его фаворитками (вторая половина XVII в.). Это представительная дама, величественная и жеманная одновременно. Создать подобный облик помогают шлейфы, фонтанжи, высокие каблуки.

   В XVIII веке идеал мужской и женской красоты формируется под воздействием законов рококо. Он теряет черты величественности, становится изящным, кокетливым и грациозным. Юпитер превращается в Адониса, «юного бога в лёгких туфлях». Эволюция идёт в сторону утончённости, и мужчина утрачивает черты мужественности, приобретая женоподобность. «Мужчина теперь более, чем когда-либо похож на женщину... шпага надевается - тоже для удобства - как можно реже. На руки надеваются перчатки, зубы не только чистят, но и белят, лицо румянят. Мужчина ходит пешком и разъезжает в коляске как можно реже, ест лёгкую пищу, любит удобные кресла и покойное ложе. Не желая ни в чём отставать от женщин, он употребляет тонкое полотно и кружева, обвешивает себя часами, надевает на пальцы перстни, а карманы наполняет безделушками,» - так описывается модный тип того времени.

   Женщина эпохи рококо пикантна, хрупка и изящна. Она должна обладать кукольной внешностью: лицо покрывалось слоем белил и румян, волосы обсыпались пудрой, чёрные мушки оттеняли белизну кожи, талия затягивалась до немыслимых размеров и составляла контраст с необъятной пышностью юбок. Женщина вставала на высокие каблучки и передвигалась чрезвычайно осторожно (иногда с помощью трости). Она превращалась в некое капризно- изысканное существо, в экзотический цветок, в игрушку. Для подобного облика вырабатывались особая походка и жесты. Даже мужчина во Франции, одетый в модный костюм, не мог полностью распрямить руки и потому его жесты приобретали особую округлость и грациозность. В таком костюме можно было танцевать только определённые, специально предназначенные для этого танцы. И поэтому менуэт становится любимым официозным танцем эпохи.

   Мужской костюм имел обязательной принадлежностью белоснежную рубашку с кружевными манжетами. Разрез на груди украшался кружевными оборками- жабо. Сверх рубашки надевали камзол, а сверх камзола- кафтан. Камзол шили из ярких шёлковых тканей и обычно вышивали золотом, серебром и блёстками. Кафтан из бархата или плотного шёлка.

   Узкие панталоны (кюлоты) заходили за колено и внизу застёгивались на пуговицу. Обувью служили башмаки на невысоком каблуке, украшенные металлическими пряжками.

   Модным головным убором была треуголка, украшенная галуном или перьями. Дополнением костюма была шпага на поясной портупее и перчатки.

   Женский костюм по характеру силуэта был чрезвычайно женственным. Одежда подчёркивала и слегка утрировала линии женской фигуры- узкие плечи, тонкую талию, мягкую округлую линию бёдер. Одновременно носили корсет и нижнюю юбку, сверх которой надевали распашное от талии платье - модест. Фрепон - нижнее платье богато расшивалось по подолу, а модест - по краям разреза. Под платье надевали крахмальные нижние юбки. Парадные платья натягивали на каркас из китового уса. Придворные платья часто имели шлейф, прикреплённый к плечам или талии.

   Модным типом женского платья был кунтуш, или платье « со складками Ватто». Оно представляло собой широкую, длинную, неотрезную в талии одежду, которую носили неопоясанной, надевая сверх нижней юбки или каркаса. Все платья этого времени изобиловали украшениями в виде бантов, кружев, букетов цветов, а также богатейших вышивок.

   Основной атрибут того времени - белокурый парик - не подражает естественности волос, он изначально задаёт искусственность ситуации, обрамляет лицо, подобно тому, как рама обрамляет картину. Пудрятся все - мужчины и женщины, старики и дети. В белых париках, напудренные и нарумяненные, все выглядят чрезвычайно молодо. В сопоставлении с эротической ноткой, звучащей постоянно, юность приобретает черты особой пикантности. Нагота женщины сменяется «раздетостью». Многочисленные декольте, ретруссе демонстрируют отдельные красоты. Не случайно любимым развлечением служат качели, дающие возможность женщине продемонстрировать якобы тщательно скрываемые прелести.

   Галантный век, утомлённый собственной искусственностью, стремится «назад, к природе». Идиллические мотивы простоты и естественности жизни на лоне природы звучат не только в призывах философов эпохи Просвещения. Они пронизывают всё бытовое окружение того времени. Это стилизация в духе пастушеской идилии, пасторальные картины Ф. Буше, ставшие чрезвычайно модными. Считалось, например, хорошим тоном подчеркнуть свою привязанность к деревне высказываниями типа: «я живу в деревне и ненавижу город». Очевидно, мечта о простой жизни на лоне природы рождалась от столкновения с искусственным ритуалом, возмещая отсутствие наивности и простоты.

   От жеманства и манерности XVII века высшее общество отказывается бесповоротно. Теперь не источают тысячи извинений за плохой обед, не уговаривают выпить ещё вина, не мучают гостей, не упрашивают их спеть - всё это сделалось достоянием мелкой буржуазии. Теперь хорошее общество проповедует лёгкость и изящество, которым специально учат и делают это всерьёз. Имеются специальные учителя, обучающие молодого человека тонко улыбаться, грациозно нюхать табак, раскланиваться легко и красиво, говорить сочно, при улыбке показывать зубы и т.д.

   Галантный век провозгласил девиз - «наслаждайтесь» - и общество следовало ему с самозабвением. Флирт, эротические игры - наиболее популярные развлечения. Добродетель, верность, целомудрие скучны и вызывают насмешку. Порок идеализируется в духе культа «наслаждения». Ритуал любовной игры становится особо утончённым: не целеустремлённый натиск, а множество мелких нападений, изящное пикирование, кокетливые выпады. Среди его атрибутов- мушки, веера, платки, маски. Веер превращается в постоянного спутника женщины, делается важнейшим предметом светского обихода. Он позволяет ей либо скрывать свои чувства и настроение, либо специально акцентировать их. Он также становится галантным доспехом, без него женщина чувствует себя незащищённой. Маска незаменима для рискованных приключений, сомнительных заведений. Маска особенно популярна в Венеции, её носят в Париже, Лондоне и других городах Европы.

   В салонах того времени флирт протекает публично, открыто демонстрируется окружающим. Законы галантности требуют от дам умения находить невинные выражения при обсуждении самых непристойных предметов. Одно из традиционных проявлений флирта- поцелуй. В качестве дружеского жеста  в обществе может фигурировать поцелуй в грудь и в колено. «Колено- последняя инстанция дружбы, на поцелуй выше подвязки может претендовать один лишь любовник».

   Другой характерный момент галантного обихода- ритуал леве, утреннего туалета дамы. Женщина вынуждена была посвящать своему туалету по многу часов, и именно эти часы стали официальным временем для визитов. Чем знатнее была сама дама, тем больше людей присутствовало на них. В эти часы не только флиртуют, но и занимаются делами: отдают распоряжения, выслушивают предложения модисток, торговцев, знакомятся с образцами предлагаемых товаров. Утренний туалет женщина совершает в особом костюме - в неглиже (как правило, он состоял из юбки типа полонеза и лифа, сверху могла быть наброшена какая-нибудь кофточка, либо пелеринка). Обычно её окружают друзья, муж при этом присутствует редко. Когда друзья перестают посещать леве, то это свидетельствует о каком-либо неблагополучии в светской жизни, или же, возможно о преклонном возрасте.

   Галантные обычаи позволяют принимать визитёров в постели или в ванне. Если хотели соблюсти все приличия, то хозяйка должна была при этом накрыться простынёй. Дама могла принимать своего друга даже спящей (!), что нисколько не оскорбляло нравственность того времени.

   Институт брака не связан с провозглашённым культом наслаждений. Брак- это деловое предприятие, сделка, чаще всего коммерческая. Об этом свидетельствует общая для дворянства и верхушки буржуазии практика заключения ранних браков. Девочка, достигшая 15-ти лет уже невеста, а нередко и жена. Жених и невеста встречаются в первый раз незадолго до свадьбы. Девушки до брака содержались и воспитывались в каком-либо воспитательном учреждении, в католических странах, как правило, в монастыре. Их забирали оттуда прямо перед свадьбой.

   Разорение дворянства порождает новое явление - мезальянс - неравный брак между представителями знати и денежного капитала.  Сделка как сделка - с одной стороны даётся имя, с другой- капитал.

   Брак в буржуазном кругу совершается, как правило, позднее. Большинство мужчин могло заключить его, только будучи в состоянии содержать жену и детей, поскольку женщины в этих семьях самостоятельно не зарабатывали. В мещанской среде добрачное знакомство длилось долго, так как стороны должны были убедиться во взаимной состоятельности.

   Жизнь замужней женщины в мелкобуржуазной семье подчинена строгим законам экономного ведения хозяйства, бережливости, ограничена узким кругом интересов: кухня, дети, церковь. Женщины из высших кругов не вмешиваются в хозяйство, как их бабушки и матери, они посвящают всю свою жизнь светскому обществу.

   Нравы того времени откровенно свободны, супружеская верность кажется смешной. В аристократических кругах супруги демонстрируют друг другу взаимную снисходительность. Первый совет, который дают молодой жене её светские подруги (а зачастую и муж) - «взять себе любовника». Образцом галантных отношений считалось истинно дружеское поведение мужей, советовавших своим жёнам не скучать, посещать общество, развлекаться, завести себе любовника. Мужчины и женщины ведут «мотыльковый» образ жизни, порхая от одной связи к другой.

   Особенно распущенные нравы бытовали в крупных европейских городах, а также там, где находились резиденции абсолютных монархов. Тон задавали сами государи. Большие вельможи содержали целые гаремы, видя в них один из символов своей абсолютной власти. Иногда обитательницами гаремов могли быть женщины из простонародья. Известный пример такого рода- «парк оленей» Людовика XV, где содержались и специально готовились девочки и молодые девушки, предназначенные для королевских утех.

   Одно из характерных явлений абсолютизма- институт королевских фавориток (метресс). Королевская фаворитка занимала вполне определённое место, имела свою резиденцию, свой штат и охрану, получала содержание. Метресса стоит в центре придворной жизни, ни в чём не уступая официальной жене. Она появляется как равная, рядом с официальной семьёй.

   Институт метресс- институт власти, большой политики. Фаворитка всегда находится рядом с источниками верховной власти. Место метрессы добывается в жестокой конкурентной борьбе между дамами.

   Развод в эпоху абсолютизма существует в одних странах и отсутствует в других. В католических- он не допускается, в протестантских- он стоит больших денег. Недоступность развода ведёт к появлению весьма экзотичных обычаев его замещающих. В Англии, например, существовала практика продажи жён, ими торговали на ярмарках, причём покупка жены могла рассматриваться как законный брак и дети также считались законными.

   Нравы галантного века накладывают своеобразный отпечаток на отношение к детям. В высшем обществе женщина не хочет более быть матерью, а мужчина отцом. Хотя ещё в XVII веке бездетность представлялась как большое несчастье, уже в следующем столетии она меняет свой знак с минуса на плюс. Дети демонстративно объявляются обузой, хотя к услугам состоятельных семей были кормилицы, няньки и воспитатели. Но ведь женщина выбывала из светской жизни почти на год! Для «мотылькового» образа жизни это была слишком большая жертва.

   От нежелательных последствий галантных развлечений старались избавляться, рожая тайно. Для этого создавались специальные дома. Дети состоятельных матерей отсылались в деревню - «к кормилице», которая получала единовременное, либо постоянное содержание на ребёнка. Впрочем, в аристократических домах дети от разных отцов воспитывались в одной семье, и никто не делал из этого трагедии.

История европейского стола

   Определяющими  в питании Запада продолжают оставаться хлеб, мясо и вино. Главный зерновой продукт Запада - пшеница. Урожайность зерна в начале нового времени продолжает оставаться низкой. В XVIII веке развернётся «земледельческая революция», чтобы существенно повысить урожайность. Европе в целом не хватает зерна, и она находит отдельные страны, ставшие на тот или иной период европейской житницей. В первой половине XVII в. ею была Швеция и прибалтийские страны, в XVIII в. - Англия и Северная Америка, затем Россия, обеспечивающая своими украинскими чернозёмами экспорт зерна в Турцию, Францию, Италию, Испанию и Португалию.

   Второстепенные зерновые культуры- рожь, ячмень, овёс, полбу, просо- используют для получения более дешёвого хлеба для бедняков. Вспомогательную роль играет на Западе рис, превратившийся в пищу для бедных. Рисовую крупу размалывают, добавляя в муку, чтобы получить «народный хлеб». Кашами из риса кормят в больницах, на кораблях и в казармах. Пищей бедного люда, заменяющей пшеницу, служила гречка, бобы, каштаны, горох и чечевица. Овёс и ячмень были главным кормом для лошадей, но одновременно - и пищей для людей. Овсяная каша стала национальным блюдом англичан и шотландцев.

   Помимо простого хлеба бедняков имеется дорогой белый хлеб, предназначенный для богатых. Пивные дрожжи, на которых он замешивался, позволяли получать мягкий хлеб, считавшийся настоящей роскошью.

   Европа всегда была плотоядной, и поэтому мясо употреблялось в пищу в большом количестве. Повседневной пищей также была рыба и рыбные продукты. Отдельную статью рациона составляют яйца, молоко, масло и сыры.

   Между Старым и Новым Светом начинается миграция животных и растений. Из Европы в Америку отправляется рис, пшеница, сахарный тростник, кофейное дерево, из Америки- картофель, кукуруза, томаты, фасоль, табак, какао, подсолнечник.

   Кукуруза как и фасоль начинает обосновываться в Европе с XVI в., но только через 200 лет окончательно одержит победу.

   Картофель завезли испанцы из Перу во второй половине XVI в. В Европе его вначале разводили  в садах знати ради цветов, украшавших дамские причёски и платья, а стебли и листья жарили в пищу. Почти во всех странах он внедрялся под нажимом властей. Народ не хотел питаться картошкой. Но в Европе, постоянно воюют, урожай зерновых подвергается угрозе уничтожения, и картофель становится чрезвычайно выгодным продуктом.

   В рационе питания возрастает значение овощей и фруктов. Овощи разнообразят стол европейца: горошек, шпинат, артишоки, цветная капуста, спаржа, салат, помидоры. Традиционный набор фруктов и ягод пополнится бананами, ананасами, цитрусовыми.

   Постепенно завоюет Европу сахар, превратившийся из лекарственного средства в пищевой продукт.

   Особую роль в истории питания составляет пищевая роскошь. Начиная с XVI в. постепенно утверждается французская «большая кухня». Тонкие кушанья XVIII в. под изысканными соусами подавались одно за другим, чтобы возбуждать аппетит. Мода воцаряется в кулинарии так же, как в одежде. Супы отвергаются как «слишком старое и буржуазное блюдо». Модной роскошью считалась свежая рыба, молодые устрицы, птица - рябчики, овсянки.

   Пряности служили главной статьёй торговли с Востоком (корица, имбирь, гвоздка, мускатный орех, кардамон). Их кладут в мясо, рыбу, супы, употребляют в виде сладостей и лекарств.

   Редкие заморские и потому чрезвычайно модные продукты становятся знаком роскоши и богатства. Это чай, кофе, шоколад, табак, алкоголь. Европу в XVII в. охватывает новая мания: страсть к ароматам. Их дают амбра, ирис, мускус, майоран, розовая и апельсиновая вода. Благоухает всё- мясо и рыба, соусы и сладости.

   Напитки- непременная составная часть питания. Главный напиток, который пьёт вся Европа- вино. В XVI- XVII в. хорошо только молодое вино, со временем оно прокисает, превращаясь в уксус. В XVIII в. старое вино приобретает авторитет высокого качества. Тогда же стали изготовлять шампанское, появляются коньяки и арманьяки. Пиво- ещё один распространённый напиток. На севере Европы пьют хлебную водку, виски, джин, изготовленные из зернового и фруктового сырья.

   Революционными были не только изменения в рационе питания, но и в его структуре. Всё, относящееся к убранству стола, является роскошью того времени: посуда, скатерть, салфетки. Тарелки распространяются в XVI- XVII веках, ранее всего у знати. Простой народ ещё долго довольствовался средневековой посудой- ломтём хлеба, на который клали мясной кусок. Деревянная и оловянная посуда постепенно вытесняется фаянсом. Ложкой едят только жидкие похлёбки. Твёрдую пищу едят руками: в XVII в. правила хорошего тона предписывают брать кушанья не всей рукой, а только тремя пальцами. Ножи сотрапезники имели свои и носили их за поясом, они были остроконечными, и зачастую использовались в качестве зубочисток. Вилку начинают использовать за столом в Венеции. Церковь клеймит нововведение и запрещает её в монастырях вплоть до XVIII в. При французском дворе она была допущена только в конце правления короля-Солнца.

   Чрезвычайно медленно прививаются хорошие манеры. Правила хорошего тона требовали не плевать в свою тарелку, не облизывать пальцы, не сморкаться в скатерть, не пить слишком- уж по-скотски.

         Эволюция жилой среды в XVII - XVIII в.

   В XVII- XVIII веках происходит бурный подъём городов, особенно динамично развиваются столицы, притягивая к себе массу людей, лихорадочно строясь. В XVII в. все новые постройки возводятся преимущественно из камня, однако остаётся ещё много домов из дерева, что создаёт большую опасность пожаров.

   Крупнейшие города хорошеют, пробивая широкие магистрали, возводя прекрасные здания, разбивая сады и парки. Города приспосабливаются к интенсивному движению транспорта. Но, несмотря на столь разительный прогресс, отдельные стороны городской жизни пребывают всё в том же состоянии, как и двести лет назад. Проблемой являлось снабжение города чистой водой, уборка мусора. Города того времени чудовищно грязны. Зловоние постоянно исходило от улиц и было знакомо как знатным, так и простолюдинам

   Вплоть до XVIII в., а во многих местах и позже, городское население занималось различными сельскими работами, имело сады и огороды, содержало птицу и скотину. В Венеции в 1746 году приходилось запрещать разведение свиней в городе.

   В отличии от модных поветрий у знати, у крестьян дома не подвержены влиянию времени. Как и прежде они имеют одну большую жилую комнату, дающую приют человеку и скотине. Черепичная кровля считается «символом достатка» и встречается довольно редко. Для более бедных жилищ остаётся солома, идущая в голодные годы на корм скоту.

   Нищета царила в деревне и в городе. Для людей, не имеющих собственного жилья, сдаются наёмные комнаты. В таких меблированных комнатах проживали небогатые горожане, приезжие, либо сомнительные элементы-преступники, публичные женщины. Чем беднее был наниматель, тем выше этаж он занимал - шестой, седьмой. Более обеспеченные люди селились на нижних этажах, и только буржуазные семьи занимают собственные дома.

   В XVII веке произойдёт настоящая революция в организации жилища. Теперь уже семейный дом не является лавкой, мастерской или конторой. Глава семьи каждый день отправляется на работу, территориально отделённую от жилища.

   XVII в. - эпоха барокко. Это время не знает себе равных по пышности и помпезности, открытой патетике. Зачинателями этого стиля явились итальянцы. Светское искусство пришлось ко двору католической церкви, активно использовалось в архитектуре и внутреннем убранстве церкви. Но более всего барочное искусство нашло признание у светских властителей. Своей роскошью и великолепием барокко позволяет создать величественную декорацию для балов, приёмов, банкетов.

   Итальянские мастера оставались в XVII в. непревзойдёнными авторитетами для всей Европы. Их творчество вызывает массу подражателей, их приглашают в разные страны - в Германию, Францию, Австрию, Россию. Своё дальнейшее развитие в качестве придворного искусства этот стиль получил во Франции, законодателем которого Людовика XIV сделало строительство роскошного Версальского дворца. Интерьеры версальских залов стали предметом зависти и подражания других европейских монархов. Подъёму декоративно- прикладного искусства в немалой степени способствовали успехи королевской мануфактуры Гобеленов.

   Набор барочной декорации включает фигуры, гирлянды, рога изобилия, трофеи, картуши, раковины, пальметты, львиные головы и т.д. В основе орнамента лежит кривая, динамичный овал, спираль. Основной мотив- завитки и С- образные кривые: волюта- идеальная форма барокко. Всё кажется в нём избыточным, чрезмерным, изобильным: слишком много ярких красок и золота (любимый цвет барокко).

   Стены было принято членить пилястрами, нишами и карнизами. Их расписывали, используя иллюзионистские приёмы. Так, например, фрески изображали якобы повешенные в золотых рамах картины, мраморные или бронзовые фигуры. Стены обшивались деревянными панелями, обивались тканью, кожей или гобеленами. Гобелены ткали обычно из шерсти, вплетая в них золотые и серебряные нити, добавляя шёлк. Самым простым способом оформления стен являлась оклейка их обоями, которым в основном использовала беднота.

   В XVII - XVIII в. обычным становится застеклённое окно, но цены на стекло были весьма высоки. Большие пластины стекла доступны только богатым, а вот мелкие кусочки, вставлявшиеся в частый переплёт, доставались и простым смертным. Самыми модными и роскошными считались «французские окна», начинавшиеся почти на уровне пола. Они вели в сад, на балкон, на террасу. В середине столетия в обиход вошли шёлковые занавеси, получившие ещё большую популярность в следующем веке.

   Весьма разнообразны варианты решения полов. Это могла быть керамическая плитка, широко распространённая даже в скромных жилищах. Во дворцах, в богатых особняках пол выкладывался из мраморных плит. В XVII столетии в моду входит паркет, который делали чаще всего из дуба. Во Франции паркет был простым, преимущественно ромбовидной формы, а вот в северных странах он был роскошным, мозаичным, собирался из разных пород дерева. Ковры- турецкие и персидские- продолжали оставаться редкими и дорогими предметами обстановки.

   Потолки в эпоху барокко пышно расписывались, закрывались кессонами, резными и золочёными, оформлялись лепниной.

   Камины меняют свой внешний вид. Они декорируются лепниной и росписью, снабжаются архитектурными деталями, оставаясь при этом жалкими средствами отопления, так как они были технически несовершенны.

   Холод мог стать настоящим бедствием, особенно для простолюдинов. Иногда они «мёрли от холода как мухи», как это произошло в 1709 году. В холодную зиму 1696 года даже «за королевским столом вино замерзало в бокалах», как пишет в своих записках принцесса Палатинская. Из-за холода замирала общественная жизнь: прекращались зрелища и представления, процессы в судах.

   Печи, обычные для восточных и северных стран, распространяются во Франции в XVII- XVIII веках. В Англии для отопления жилища обходятся каминами, которые, начиная с XVI в. топят углём из-за нехватки леса. В Испании (из-за тёплого климата) они служили единственным средством отопления.

   Особенности исторического развития Голландии, Англии, Германии сказались в оформлении интерьера. Они вырабатывают свой собственный стиль, получивший название «бюргерского барокко». Для него характерна большая интимность, непритязательность, устойчивость и солидность. Много тёплого дерева, на полу выкладывается узор из чёрных и белых плит. Почти единственный архитектурный декор помещений- камин и обрамление дверей. Одна из примет- изобилие масляной живописи.

   Для мебели того времени характерна пышность, чрезмерная декорированность очень рельефных поверхностей. Характерные новинки- изогнутые линии, в том числе гнутая ножка, кручёные колонны. Мебель для сидения становится более уютной, обивается тканями. Кровать по-прежнему представляет собой важнейший предмет любого домашнего хозяйства. Она монументальна, с пологом, который крепится на колоннах, либо приобретает шатровую форму. Пышные занавеси и драпировки почти скрывают её. Спальня играет роль приёмной: гостей принимают лёжа в кровати, либо во время процедуры одевания. Сундуки и креденцы вытесняются шкафами. Впервые начинают изготовляться комоды с выдвижными ящиками. Появляется туалетный стол с зеркалом, горка, где имеется застеклённая витрина для демонстрации дорогого фарфора.

   Среди многообразия барочных мебельных форм своеобразием отличается так называемый «стиль королевы Анны» - высший расцвет английского барокко в начале XVIII века. Его характеризует красота и чистота линий, чёрная и красная лаковая техника, своеобразные сквозные спинки стульев в форме скрипки, щита, балясины. Особо роскошную мебель изготовляют мастерские Ш. Буля. «Стиль Буля» - это фанерованная чёрным деревом мебель, украшенная бронзовыми накладками и декорированная пластинами черепахи, олова, позолоченной меди.

   В XVII веке оформление жилища служит визитной карточкой социального положения. Приёмная зала стала огромной, с очень высоким потолком (зачастую она занимала два этажа). Она подчёркнуто торжественна и помпезна, обильно декорирована скульптурой, орнаментом, пышными тканями, уставлена парадной мебелью. Выставляется дорогая посуда, по стенам развешиваются картины в тяжёлых рамах.

   Парадная зала служила одновременно жилой комнатой. Рядом с камином располагалось пышное ложе, скрытое за балдахином. Здесь же собирались гости. Помещения обычно располагались анфиладой как в буржуазных жилищах, так и во дворцах.

   В первой половине и середине XVIII века в Европе расцветает новый стиль - рококо. Он более интимный и камерный. Роскошь всё также демонстративна, но она становится менее грандиозной.

   Коренные изменения претерпевает планировка жилища: выделяются личные покои, комнаты уютные и комфортабельные. Место гигантской залы занимает меньший по размеру салон, к нему добавляются вестибюль, кабинет, будуар, спальня. Столовая отделяется от салона, помещение для прислуги от кухни. Уходит в прошлое анфиладная планировка. В 10-20-х гг. модернизирован камин, в доме стало теплее и удобнее.

   В искусстве украшения интерьера рококо достигает своего апогея. Его отличает замечательное стилевое единство живописи, скульптуры, фарфора, тканей, мебели.

   Название рококо происходит от «рокайяль»- причудливой, тонкого рисунка раковины, одного из главных мотивов стиля. В основе его лежит неправильная, разорванная кривая, включающая в себя цветы, фигурные медальоны, розетки, золотую сетку, гирлянды, волны. Она органично сочетается с китайскими мотивами: драконами, птицами, обезьянами, живописными фигурами китайцев. Китайская экзотика становится особенно модной. Для рококо характерна неброская цветовая гамма, разнообразные пастельные тона: розовый, голубой, зеленоватый. Излюбленное сочетание- белое с золотом.

   Стены отделываются панелями, украшенными лепным или резным орнаментом. Зачастую они имеют элегантный бело- золотой тон. Картины лишаются прямоугольной формы, получают прихотливо- изогнутые очертания. Зачастую их помещают над дверями. Все проёмы, двери и окна делаются с арочным завершением.

   Интерьеры рококо немыслимы без зеркал. Зеркала, поставленные друг против друга, создавали излюбленный иллюзионистский эффект рококо- впечатление бесконечности пространства.

   Камин нередко играл центральную роль в композиции. Он отделывался белым или цветным мрамором с золочёными накладками. На плоскую каминную полку ставились большие часы, а по бокам- фарфоровые подсвечники.

         Потолок и пол отделывались гораздо скромнее. Во Франции потолок иногда бывал гладко белым, отштукатуренным, со скромной лепной розеткой. В Германии, напротив, потолки украшались не менее пышно, расписывались живописью и фресками, украшались лепниной.

         Особо важную роль в оформлении интерьеров играет в этот период мебель, отвечающая новым потребностям удобства и комфорта. Появляется целое семейство кресел и диванов: канапе- соединённые воедино кресла, бержер- глубокое мягкое, шезлонг- длинный стул, кушетка. Чрезвычайно разнообразны столы и столики- ломберные, ночные, рабочие, туалетные, консольные. Комод чрезвычайно важен, он вытесняет из парадных комнат шкаф. Секретер сменит кабинет, он будет совмещать функции стола и кабинета. В это время создаётся и масса декоративных предметов: ширмы для камина, консоли, жардиньерки, картоньерки, высокие напольные часы (особенно распространены в Англии).

         Мебель рококо имеет волнистые контуры, гнутые ножки. Используется мозаичный набор, маркетри, золочёные бронзовые накладки. Весьма популярны светлые экзотические породы дерева.

         Во второй половине XVIII века появляется негативная реакция на рококо. Он как бы достиг предела, полностью исчерпав себя. Однако он ещё долго будет сосуществовать с идущим ему на смену классицизмом.