S5 MP3 Player - плагин joomla Mp3

  Античное искусство (античность - от лат. antiquus — древний) - это искусство Древней Греции, Древнего Рима, а также этрусков и эллинистических государств, развивавшихся под влиянием древнегреческой культуры. Понятие античного искусства было введено в эпоху Возрождения в XV в. в Италии, когда происходило формирование идеалов искусства, и произведения античного искусства стали считаться образцовыми, классическими для европейской культуры. 

Историю античного искусства принято делить на несколько периодов: 

  • Древний период - Эгейская культура (30 - 11 в. до н.э.)
  • Гомеровский период (11 – 8 вв. до н.э.)
  • Архаический период (7 – 5 вв. до н.э.)
  • Классический период (5в. – до последней трети 4 в. до н.э.)
  • Эллинистический период (последняя треть 4 в. – 1 в. до н.э.)
  • Период развития племён Италии – Этрусская культура (8 – 2 вв. до н.э.)
  • Республиканский период Древнего Рима (5 -1 вв. до н.э.)
  • Императорский период Древнего Рима (1 – 5 вв. н.э.)

  Сложность изучения античного искусства заключается в том, что многие его образцы до нас не дошли. В основном, это архитектурные памятники, скульптуры, расписные вазы, а также письмена, вырезанные на камне или написанные на папирусе, мемуары, философские, научные и литературные произведения. Некоторые дошли до нас в виде рукописей, переписанных в средневековье и в эпоху Возврождения. При этом сохранившиеся произведения искусства не имеют подписей авторов.

  Древняя Греция (Эллада) - общее название территории древнегреческих государств на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря, побережье Фракии, по западной береговой полосе материка Азии. Этнический состав Греции в III тысячилетии до н. э. пестр: пеласги, лелеги и другие, которых оттеснили и ассимилировали протогреческие племена ахейцы, ионийцы. Первые государства ахейцев (Кнос, Фест, Микены, Тиринф, Пилос и др.) образовались в начале II тысячилетия, в эпоху бронзы. Вторжение дорийцев (ок. 1200 г. до н. э.) повлекло распад государств и оживление родовых отношений.

К IV веку Грецию заселяли: эолийцы - Северную Грецию, дорийцы - Среднюю Грецию и Пелопоннес, ионийцы - Аттику и острова. 

  Слово «музыка» греческого происхождения (от греч. слова «мусике»), буквально оно переводится "искусство муз", искусство девяти богинь древнегреческой мифологии, покровительниц поэзии, искусств и наук, спутниц древнегреческого бога Солнца и мудрости, покровителя искусств, бога Аполлона. Первоначально музыка обозначала не только музыку в нынешнем понимании, но и само искусство.

  В Древней Греции было важным синкретическое понимание искусства, музыка была неотъемлемой частью других видов искусств – поэзии (лирической и эпической) театра (трагедии и комедии), пластики, танцев. Виды искусств олицетворяли музы, и, интересно, что среди них нет музы, покровительствующей непосредственно музыке, зато есть музы истории и астрономии.

  Об античной музыке приходится судить достаточно косвенно, поскольку до нас дошли преимущественно упоминания в письменных источниках. На огромном историческом протяжении в восемь веков - от V века до н. э. по III век н. э. - рассеяны всего одиннадцать образцов (частью во фрагментах) древнегреческой музыки, которые сохранились в нотации того времени (см. рис.1).

  При этом развитие музыки Древней Греции охватывает около 20 столетий (второе тысячелетие до новой эры – 5 век новой эры).

Рисунок 1 - Пример греческой нотации

Древнегреческая нотация и классическая пятилинейная. Верхняя строка символов — так называемая вокальная нотация, нижняя — инструментальная (более древняя). Ноты транскрипции, которые могут восприниматься как энгармонически равные (из-за ограничений, накладываемых классической нотацией, приспособленной к равномерно темперированному строю), в действительности означают разные высо́ты: ноту с диезом следует петь/играть выше "энгармоничной" ноты с бемолем.

  Это первые в Европе записи мелодий, дошедшие до нас. Но по ним, к сожалению, невозможно судить о ходе развития музыкального искусства Древней Греции. Это редкие образцы, случайно выхваченные моменты, позволяющие нам лишь догадываться о том, как же звучала музыка Древней Греции.

 

На видео "Реконструкция" - священное действо, посвященное богам. Исполняется под аккомпанемент ситара, флейты, сначала высоким голосом, затем вступает мужской хор в дубле с ситаром, тамбурином, в конце завершает смешаный хор (мужчины и мальчики).

Реконструкции древнегреческих песен:

1) Акуза'тэ  - греческая песня под аккомпанемент аулоса (возможно, духовного содержания).

2) Сейки'лос - сколия, лирическая песня. Исполняется высоким голосом под аккомпанемент лиры или кифары с большим тамбурином и колокольцами. В конце вступают духовые.

3) Дельфийский гимн - священный гимн, посвященный дельфийскому оракулу (из инструментов используются флейта, колокольцы, струнные, возможно, ситар).

4) Сапфо' - лирическая песня, автор лирики Алкей. Песня посвящена музе трагедии Мельпомене. Исполняется мужским контр-тенором под аккомпанемент кифары. 

5) Сикки'ния - танец из сатировской драмы под аккомпанемент табуриса, арфы, свирели.

6) Античный гимн - торжественная песня, посвященную богу солнца. Исполняется смешанным хором под аккомпанемент ситара, духовых и ударных.

  В то же время имеется неимоверное количество рассуждений о музыке в древнегреческих письменных источниках, в первую очередь, о ее воспитательном назначении, о ее теоретических основах. Музыка играла большую роль в жизни древних греков. Но при этом практически отсутствуют упоминания об ее образном и эстетическом содержании.  Для древних греков музыка в первую очередь была средством воспитания человека, музыка как точная наука.

  Для свободных граждан в греческих городах обучение музыкальному искусству, его теории, эстетике, приёмам исполнения было обязательной составной частью гражданского воспитания и образования. Наравне со спортивными состязаниями также проводились состязания певцов, хоров, поэтов-сочинителей стихов и песен. 

Лира

  Лирика – слово греческого происхождения, происходит от названия струнного инструмента “лира” и предполагает исполнение песен под аккомпанемент лиры, кифары или флейты.

  Термин «лирика» стал использоваться только в эпоху эллинизма (с VII - VIII в. до н.э.). Ранее жанр лирической поэзии назывался «меликой» (от слова «мелос» - букв. мелодия). Согласно Платону, мелос состоит из совокупности основных элементов – слова, гармонии и ритма. Таким образом, поэты создавали помимо слов и мелодию, и инструментальный аккомпанемент. В древнейшие времена не существовало понятия авторства, мелика относилась к народному творчеству.  

  В эпоху эллинизма (с VII - VIII в. до н.э.) лирика становится самостоятельным жанром литературной поэзии. Связь с музыкой и народной песней постепенно утрачивается. Появляется понятие авторства, лирическая поэзия больше не относится только к народному творчеству.

  Наиболее ранее лирическое стихотворение, которое до нас дошло, относится к VII в.: это упоминание Архилоха о солнечном затмении 648 года до н.э. Расцвет античной лирики приходится на VI в. до н.э.

В зависимости от характера и содержания лирическая песнь исполнялась по-разному. Лирику можно разделить на декламационную и мелику (песенную), которая в свою очередь делится на монодийную (одноголосную) и хоровую (многоголосную).

  К декламационной лирике относятся следующие жанры:

  • Элегия
  • Ямб
  • Эпическая поэзия
  • Эпиграмма

  К песенной лирике относят:

  • Гимны (преимущественно с участием хора)
  • Эпиталамы (свадебные песни)
  • Любовные песни
  • Сколии (застольные песни)
  • Эпиникии (победные песни)

  Ведущие древнегреческие музыкальные инструменты – это струнные и духовые. Считалось, что звучание струнных инструментов возвышало чувства, а духовые инструменты пробуждали земную чувственность. Так, Пифагор рекомендовал играть юношам на арфе, а игре на флейте обучали в более зрелом возрасте. А для женщин игра на авлосе или флейте и вовсе считалась непристойным занятием.

  Также античные инструменты представлены и ударными, но они не пользовались большой популярностью, их функцией было сопровождение игры основных инструментов. По типу ударные были больше похожи на перкуссии, имели небольшой размер, на них играли в основном женщины.

Струнные:

  • Лира – деревянная фигурная рама с натянутыми струнами (не менее четырех струн для воспроизведения тетрахорда), см. иллюстрацию 4.
  • Кифара – похожа на лиру, но имеет плоский резонатор, число струн может доходить до 18-ти, любимый инструмент бога Аполлона, см. иллюстрацию 2.
  • Форминга – предшественница лиры и кифары, обладала более правильного корпуса, но струн было всего три.
  • Арфа – тригон с натянутыми струнами разной толщины, см. иллюстрации 9 и 10.

  Духовые:

  • Флейта -  трубка из тростника, дерева, кости или металла с отверстиями, которые открываются и закрываются с помощью пальцев, и мундштуком с тростниковым язычком – одним или двойным, см. иллюстрацию 8 .
  • Флейта Пана (также - сиринга) - многоствольная флейта из 5-13 скрепленных между собой трубок, см. иллюстрацию 7.
  • Свирель – род продольной флейты со свистком на конце, но без язычка, см. иллюстрации 5, 6, 11.
  • Авлос - язычковый инструмент, состоящий из двух трубок из тростника, дерева, кости, позже из металла. Каждая из трубок имела с 3-5 (позднее более) пальцевых отверстий. Существовало несколько разновидностей авлосов, из которым известны такие названия как бомбикс, борим, калам, гингр, ниглар, элим.
  • Гидравлос – предшественник современного органа, в котором давление воздуха поддерживалось столбом воды, отсюда и название – греч. «вода» и «трубка».
  • Корну – длинный рог, прямой или закрученный спиралью, предшественник валторны, звучал во время ритуальных церемоний и на поле боя. На конце имелось расширение, раструб.

  Ударные:

  • Тимпан (от греч. «бью», «ударяю») – предшественник литавр, односторонний барабан с натянутой на него кожей, см. иллюстрацию 3.
  • Кимбалы – предшественники тарелок, делались из бронзы, в центре через отверстие протягивались тесемки или ремни для того, чтобы музыкант мог  удерживать кимбалы во время игры.
  • Систр – аналог погремушки, использовались в древнеегипетских и римских храмах.
  • Цимбалы – небольшого размера перкуссионные тарелки.

  Античный театр - это театральное искусство древних греков и римлян, одно из ярких проявлений античной культуры. Греческий театр достиг своего расцвета в V в. до н.э., а расцвет римского театра приходится на конце III - середину II в. до н.э. Но вследствие падения Западной Римской империи в конце V в. н.э. вся античная культура пришла в упадок.

  Греческий театр зародился примерно в VIII в. до н.э., и был тесно взаимосвязан с мифологией. Практически всегда в основу сюжетов греческих трагедий ложились древние мифы о богах и героях (Прометей, Геракл, Афина, Гера, Зевс, Гермес и т.д.). Начало греческого театра и драмы связано с праздниствами в честь Диониса, театральное искусство зародилось еще в недрах родового общества, и было частью народного творчества. Античный театр неразрывно был связан с другими видами творчества - пение, танец, музыка.

  Римский театр также уходит истоками в глубокую древность, и зародился на народных празднованиях, приуроченных к сбору урожая. Римская культура была под сильным влиянем греческой, и римляне впервые увидели греческую театральную драму, переработанную на их родном языке, в 240 г. до н.э. Позднее в III - II в. до н.э. римский театр достиг своего расцвета.

  Античная эпоха оставила особенно глубокий след в истории европейской цивилизации. В годы, когда большая часть населения Европы пребывала в состоянии варварства, в городах Балканского полуострова, Малой Азии, на островах Эгейского моря закладывались основы будущей культуры небольшим, но способным народом эллинов. Древнегреческие философы и общественные деятели, поэты и драматурги, зодчие, скульпторы, художники положили и начало европейской культуры. Детством человечества, порой ослепительно солнечным, иногда таинственным, воспринимается античная эпоха, памятники которой до сих пор оказывают огромное художественное воздействие.

  Эллину был чужд ограничивающий способности узкий профессионализм. Прославленный скульптор мог построить храм, написать ученый трактат, создать прекрасную фреску. Умение выражать чувства различными художественными способами - в архитектуре, скульптуре, живописи, поэзии, музыке - было свойственно человеку этой далекой от нас эпохи в большей степени, нежели в последующие века европейской истории. Насколько глубоко люди того времени сознавали свои возможности и ценили высокое значение искусства и силу художника, создавшего из грубого материала волнующие произведения, свидетельствуют строки древнего поэта Овидия:

  В конце VIII века до н. э. на Балканском полуострове, островах Эгейского моря и в Малой Азии в связи с развитием производительных сил крепнут ремесленные центры, развивается земледелие и торговля, растут города.

  В прошлое уходит патриархальный быт мелких поселений гомеровского периода. Совершенствуется и усложняется мифологическое осмысление эллином мира. Искусство архаической эпохи (VII-VI века до н. э.) характеризуется расцветом каменной архитектуры, монументальной скульптуры, расписной керамики. Возросший интерес к человеческому образу находит выражение в пропорциях архитектурных ордеров, в создании статуй прекрасных и совершенных юношей и девушек, в сложных мифологических композициях, развернутых вазописцами на поверхности глиняных сосудов.

  До нас дошли великолепные образцы скульптуры Древней Греции: мраморные и бронзовые статуи, величественные каменные надгробия, утонченные декоративные украшения и барельефы зданий.

  Греческая скульптура зародилась в гомеровскую эпоху в XII—VIII вв до н. э. Но уже в эпоху архаики, в VII—VI столетиях, были созданы замечательные статуи и ансамбли. Расцвет и высочайший подъём греческой скульптуры пришёлся на период ранней и высокой классики (V века до н. э). А IV век до н. э., уже период поздней классики — также оставил в истории несколько имён великих скульпторов, у каждого из которых был свой индивидуальный почерк. 

   Художники VII-VI веков до н. э. использовали различные материалы. Они создавали свои композиции на глиняных метопах, деревянных досках, небольших, посвящавшихся богам глиняных табличках пинаках, стенках глиняных расписных саркофагов, на известняковых и мраморных надгробиях. Но таких памятников, где роспись наносилась на плоскую поверхность, сохранилось не много, и лучше дошли рисунки на сферических поверхностях ваз, подвергавшихся обжигу, способствовавшему прочности краски.

   Классический период приходится на V - IV вв. до н.э, и считается периодом наивысшего развития экономической, политической, культурной жизни Древней Греции. В искусстве принято выделять раннюю классику, высокую классику, переход к поздней классике и позднюю классику.

  Мифология античного мира - своего рода сложный и многоплановый симбиоз мифологий Древней Греции и Древнего Рима, первой из которых принадлежит честь создания большинства мифов и легенд, второму - слава сохранившего это богатство.

Именно по этой причине многие художники, изображая сюжеты из древнегреческого эпоса, называли персонажи именами римских богов.