S5 MP3 Player - плагин joomla Mp3
Барокко

  К эпохе барокко в искусстве относят культуру XVII - первой половины XVIII вв. (примерно с 1600 по 1750-е гг.). В этот период во всех видах искусства появляются выдающиеся творческие явления и фигуры - архитектурные ансамбли барочного Рима, фрески и живопись соборов, становление западноевропейского театра. Знаковые творческие личности эпохи - Шекспир, Рубенс и Рембрандт, Эль Греко, Кальдерон; подъем отмечается и в науках - Декарт, Ньютон, Кеплер, Паскаль, Беме.

  Слово "барокко" пришло из португальского языка и означает "жемчужина неправильной формы", с итальянского языка это слово переводится как странный, причудливый. 

  Барокко - очень насыщенный событиями и многоцветный, можно сказать, пестрый период жизни и творчества, считается искусствоведами переходным этапом от Ренессанса к Просвещению. Самыми значительными событиями в музыке стали буйный расцвет светского музыкального искусства, зарождение жанра оперы, интенсивное развитие инструментальной музыки.

  Характерные черты искусства эпохи барокко заключаются в следующем:

  • взволнованный, экспрессивный стиль;
  • большое количество мелких украшений; 
  • культивирование норм красоты, основанных не на природной естественности; 
  • избыточность языка, пышность, многозначность;
  • эмоциональность, динамичность образов;
  • контрастность, сочетание комедийности и трагичности.

Автор:

Смирнова Татьяна Владимировна

Преподаватель МКИМ,

Историк музыки, Культуролог.

Страны Европы переживают в XVII- XVIII в. период разложения феодальных и становления капиталистических отношений. Первоначальное накопление капитала продолжает определять основное направление развития. В экономике этого периода важнейшей отраслью производства по-прежнему остаётся сельское хозяйство.

XVII- XVIII вв. - эпоха мануфактурного капитализма, время его расцвета. Капиталистическое производство охватывает всё новые отрасли промышленности, растёт количество мануфактур.

В обществе происходят кардинальные сдвиги. Продолжается формирование классов новой капиталистической формации. С распространением мануфактур увеличивается численность пролетариата, параллельно с этим классом складывается класс буржуазии. Её передовая часть- промышленная буржуазия, - развита была ещё слабо, в отличие от слоя купцов, финансистов и банкиров.

Основной формой государственного устройства являлся абсолютизм.

Европейский абсолютизм утвердился на последнем этапе существования феодальной формации. Абсолютная монархия ограждала интересы привилегированного дворянского класса от поднимающейся буржуазии. В различных странах абсолютизм обнаруживает те или иные особенности, например, в Германии и Италии утвердился княжеский абсолютизм, закрепляющий политическую раздробленность и тормозящий развитие этих стран.

   Музыка барокко наследовала от эпохи Ренессанса приемы полифонии и контрапункта. Но они были переосмыслены – если в музыке Ренессанса в движении полифонии как будто случайно появлялись консонансы, то в музыке барокко они стали важнейшим принципом построения музыкальной ткани. Консонансы строились с помощью аккордов, в их движении появились функциональные зависимости, полифония начала трансформироваться в гомофонию. В эпоху Ренессанса функциональное движение, в основном, осуществлялось по терциям, а в эпоху барокко начали использовать смещения тоники на кварты и квинты, что способствовало формированию функциональной гармонии классического типа. В барочной музыке использовались более протяженные мелодии и более строгий ритм, в качестве аккомпанемент широко использовался basso continuo.

Ж.Б. Люлли - Балетная музыка для струнных и basso-continuo.

   Около 1600 года начало формироваться определение тональности, начала развиваться теория равномерно-темперированного строя (деление октавы на 12 равных интервалов). Но у этой теории было много оппонентов. По мнению многих теоретиков того времени аккорды теряли свое индивидуальное акустическое звучание, трезвучия становились однообразными и слишком симметричными. Идея создания равномерного строя возникала у многих ученых того времени – Генрих Грамматеус (1518), Винченцо Галилей (1581), Симон Стивен (1585). Но теоретическое обоснование строя впервые дал китайский принц Чжу Цзайюй (朱載堉) в трактате 1584 года. Широкое распространение строй получил значительно позже. И только в 1722 появляется «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха (I том).

 Биография

Родился Иоганн Себастьян Бах 21 марта1685г., в Эйзенахе, маленьком городке Тюрингии, в семье потомственных музыкантов. Его отец, Иоганн Амброзиус Бах, был учредителем городских музыкальных концертов, а все его дяди были профессиональными исполнителями. Отец композитора научил сына игре на скрипке и клавесине. В десятилетнем возрасте, осиротев, И.С. Бах переехал в Ордруф, к своему старшему брату Иоганну Христофу, органисту, который и обучал поступившего в гимназию маленького брата игре на органе и клавикорде.

В 15 лет Бах переехал в Люнебург, где в 1700—1703 годах учился в вокальной школе Св. Михаила. Прекрасный голос, владение игрой на скрипке, органе, клавесине, помогли ему поступить в хор “избранных певчих”, где он получал небольшое жалованье. В обширной библиотеке люнебургской школы хранилось много рукописных сочинений старинных немецкий и итальянских музыкантов, и Бах погрузился в их изучение. Во время учёбы он посетил Гамбург — крупнейший город в Германии, а также Целле (где в почёте была французская музыка) и Любек, где он имел возможность познакомиться с творчеством знаменитых музыкантов своего времени. В этот период своей жизни Бах расширил свои знания о композиторах той эпохи, прежде всего, о Дитрихе Букстехуде, которого он очень уважал.

   В январе 1703 года, после окончания учёбы, Бах получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Но там он проработал недолго. Не удовлетворённый работой и зависимым положением, он охотно принял приглашение на должность органиста Новой церкви в город Арнштадт и в 1704 году туда переехал.

Автор:

Смирнова Татьяна Владимировна

Преподаватель МКИМ,

Историк музыки, Культуролог

   

 

 

Исследовательская работа по Истории музыки на тему «Появление и развитие оперного искусства в XVII веке»

I.Введение

   В XVII веке Италии принадлежит ведущая роль в истории западноевропейской музыки. Именно на итальянской почве наметился рубеж между двумя историческими эпохами и двумя художественными направлениями – Возрождением и Барокко, от которого берут свои истоки новые музыкальные направления. Высокий творческий потенциал, цельность национальной школы, её бесспорный авторитет в Европе всецело признавались современниками и сейчас не встречают опровержения.

   Италия была родиной оперы. Корни этого жанра лежат в глубине времён, и его отдельные элементы вызревали долго и медленно внутри разных областей искусства – светского и религиозного, народного и профессионального.

   Непосредственно появлению оперы предшествовала интенсивная музыкальная жизнь XVI века с его уже достаточно развитыми формами светского музицирования, распространением музыкально-театрального жанра пасторали, повышенным интересом к песне.

   Флоренция, Мантуя, Рим, Болонья, Неаполь были в XVII веке важными культурными центрами, в частности музыкальными центрами. Католическая церковь, при всей её агрессивности, несколько изменяла свою тактику, нуждаясь в более гибких формах общения со своей аудиторией. Это вызвало к жизни первые образцы ораторий, побудило использовать оперный театр в целях религиозной пропаганды.

   Рококо́ (от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль) — стиль в искусстве,  возникший во Франции в первой половине XVIII века как развитие стиля барокко.

   Характерными чертами рококо являются:

  • изысканность,  
  • изобилие декоративных деталей,
  • орнаментальность,
  • комфорт в интерьере,
  • обращение к мифологическим темам,
  • пасторальные мотивы,
  • чувственно-эротические мотивы,
  • побег от реальности, мечтательность

   В архитектуре стиль рококо появился во Франции в начале XVIII века (1715 – 1723 гг.) и достиг своего расцвета при Людовике XV. Стиль рококо стал популярен в других странах Европы, и господствовал в ней до конца столетия.

Основное отличие стиля рококо от стиля барокко в архитектуре – это легкость, игривость, приветливость, использование светлых и пастельных тонов, мягких изгибов. Архитектура рококо стремится отойти от тяжеловесной напыщенности барокко, но не уменьшает количества декоративных деталей, а распоряжается ими с полным произволом и даже капризностью, не задумываясь о целесообразности и симметрии форм. Прямые линии тщательно скрываются отделкой, колонны волнообразно скручиваются, отдается предпочтение округлым формам при проектировании потолков и комнат. Всюду в оформлении колонн, карнизов, окон, проемов используется орнаментация в виде листьев, цветов, завитков, раковин.