S5 MP3 Player - плагин joomla Mp3
Барокко

  К эпохе барокко в искусстве относят культуру XVII - первой половины XVIII вв. (примерно с 1600 по 1750-е гг.). В этот период во всех видах искусства появляются выдающиеся творческие явления и фигуры - архитектурные ансамбли барочного Рима, фрески и живопись соборов, становление западноевропейского театра. Знаковые творческие личности эпохи - Шекспир, Рубенс и Рембрандт, Эль Греко, Кальдерон; подъем отмечается и в науках - Декарт, Ньютон, Кеплер, Паскаль, Беме.

  Слово "барокко" пришло из португальского языка и означает "жемчужина неправильной формы", с итальянского языка это слово переводится как странный, причудливый. 

  Барокко - очень насыщенный событиями и многоцветный, можно сказать, пестрый период жизни и творчества, считается искусствоведами переходным этапом от Ренессанса к Просвещению. Самыми значительными событиями в музыке стали буйный расцвет светского музыкального искусства, зарождение жанра оперы, интенсивное развитие инструментальной музыки.

  Характерные черты искусства эпохи барокко заключаются в следующем:

  • взволнованный, экспрессивный стиль;
  • большое количество мелких украшений; 
  • культивирование норм красоты, основанных не на природной естественности; 
  • избыточность языка, пышность, многозначность;
  • эмоциональность, динамичность образов;
  • контрастность, сочетание комедийности и трагичности.

  Идеологическая и мировоззренческая система барокко - это воспевание противоречий, оппозиций, антиномий. Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости; его эстетика строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма.

   Во многом идеологию барокко предвосхищают исторические события, произошедшие в Западной Европе в конце XVI века. В ренессансном мировоззрении наступает кризис. С одной стороны, Человек Возрождения был вынужден подчиниться окрепшей церковной власти в период Контрреформации, с другой - власти больших и малых монархов. Политическая и экономическая картина была разрозненной, какие-то страны процветали (особенно Франция во время правления Людовика XIV), какие-то страны были разорены войной (Германия переживала последствия Тридцатилетней войны (1618 - 1648 гг.)). Прежние идеалы высокой и свободной личности оказались неосуществленными. Возникнув на крушении идеалов Возрождения, барокко противопоставляет реальный мир красочной избыточности чувственных образов. Это было время монархического абсолютизма. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Внешнее проявление стало важнее внутреннего содержания. Своего расцвета барокко достигнет во Франции при «короле-солнце» Людовике XIV, который говорил: «Государство – это я». Абсолютная, ни чем не ограниченная власть короля - вот ещё одна характеристика той эпохи.  

   Некогда цветущая Италия, европейский центр ренессансной культуры, оказалась под влиянием феодально-католической реакции. В обстановке политического и экономического упадка, утраты самостоятельности рядом разрозненных итальянских государств, социального закрепощения и обнищания народных масс, обострившихся классовых противоречий, характер искусства решительно меняется. В нем резко обозначаются контрасты между реакционным, условно-декоративным и прогрессивным реалистическим направлениями. Италия, которая совсем недавно была центром культуры Возрождения, переосмысливает идеалы прошлого. Католический Рим становится центром искусства барокко. Искусство вновь начинает служить идеям церкви и государства, желающих показать свое могущество, поразить масштабностью, ослепить великолепием и роскошью, создать иллюзию богатства, несмотря на экономический упадок. Особенно это видно в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве: тяготение к грандиозным размерам и при этом изобилие изысканных деталей и украшений, сложных в исполнении. Немыслимые требования дворянства к внешней изысканности и пышности создавали для художников строгие стилистические рамки. 

  Помимо социально-экономических явлений на развитие стиля барокко оказали и открытия, осуществленные в сфере науки. Прежние представления о Земле, как о центре Солнечной системы, были опровергнуты открытиями астрономов (Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей). В области физики и математики совершили великие открытия такие ученые, как И. Ньютон, Р. Декарт, Б. Паскаль, Г. Лейбниц.  Новые знания и сведения об устройстве мира не могли остаться незамеченными и не повлиять на мироощущение людей. Но помимо радости познания новые открытия привнесли и чувство неуверенности, растерянности, неустойчивости мироощущения. Земля, как и Человек, перестали быть центром Вселенной, неподвижность планет и гармония сфер оказались лишь философской теорией. Переосмысление взглядов на мир, разрушение старых представлений давалось нелегко, а новая система мировоззрения еще не была выстроена. Это был переходный период в умах людей, породивший ощущение шаткости положения человека перед величием Вселенной, осознание противоречий действительности. Люди улавливали явления, но еще не могли осознать их в полной мере, где было их начало, а где - конец. Человек эпохи барокко чувствовал себя одиноким в большой и неизведанной Вселенной. Это одиночество выражалось в стремлении углубиться в мир душевных состояний, в склонности к трагическому мироощущению в сочетании с иронией, в прославлении героического, в желании создать иллюзию величия. 

   Люди искусства как никто особенно остро чувствуют перемены настроения, передавая их в своих образах. Во внешней вычурности и нарочитом изяществе проступает почти трагическая экспрессия, яркие контрасты подчеркивают разрыв между реальностью и иррациональностью. Возрастает количество произведений на религиозные сюжеты, человек и природа уже не играют главную роль, как в эпоху Возрождения, тем не менее возрастает количество портретов, а на композиционных картинах человек предстает во всей своей неоднозначности и многоплановости. Наиболее монументально стиль барокко проявил себя в живописи и архитектуре.

Барокко в живописи

   В живописи для стиля барокко характерно сочетание неожиданных композиционных и оптических эффектов, свободные мазки, использование темных тонов в качестве фона и ярких цветов для изображения людей, плоскость и пышность форм. Яркие представители стиля барокко - Агостино Караччи, Микеланджелло да Караваджо в Италии, Веласкес и Эль Греко в Испании, Рубенс и Рембрандт в Голландии. Популярные жанры - портрет, натюрморт, марина, пейзаж, суета сует в живописи.

   Самым значительным итальянским художником считают Микеланджело да Караваджо. Урожденный Микеланджело Меризи (1571-1610), он был прозван Караваджо по месту рождения (Караваджо - небольшой город близ Милана). В конце XVI в. художник создал новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность (справа - картина "Медуза Горгона", 1598-1599 гг., галерея Уффици, Флоренция). Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Каррачи (1560-1609) или Гвидо Рени (1575-1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.

   Агостино Караччи (1557 - 1602) - один из интереснейших итальянских художников эпохи барокко. Родился в Болонье, был старшим братом более известного живописца Аннибале Карраччи, который был последователем Караваджо, и двоюродным братом Лодовико Карраччи, одному из наиболее ярких художников и скульпторов болонской школы. Стиль Агостино Карраччи отличался безупречностью. Он стремился изобразить идеальную натуру. Стал основателем школы в противовес сторонникам Караваджо. Любопытно, что в памяти потомков Агостино Карраччи остался благодаря своему мастерству гравера, его запомнили как автора нескольких гравюр эротического содержания, иллюстрирующих книгу непристойных сонетов Пьетро Аретино. Слева - гравюра "Дева Мария Благовещения". 1579-1581, Вена.

   

   Питер Пауль Рубенс (1577-1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве. Достаточно посмотреть на его картины, и в этом не останется ни малейшего сомнения. Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела (справа - Союз Земли и Воды, 1618. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). 

   С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606-1669) и Вермер (1632-1675).

   Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669), голландский живописец, рисовальщик и офортист (офорт - техника гравюры на металле с использованием кислоты). Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века, один из пиков мировой художественной культуры. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы (слева - Аллегория музыки, 1626 г., Рейксмузеум, Амстердам).

 

   В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599-1660) - придворный живописец короля Филиппа IV (с 1623 г.). Живопись Веласкеса отличается смелостью реалистических наблюдений, умением проникнуть в характер модели, обостренным чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита. Превосходя современных ему испанских художников не только творческим диапазоном, но и смелостью и новизной художественных решений, Веласкес писал картины на жанровые, мифологические, исторические, религиозные сюжеты, портреты, пейзажи (слева - знаменитый Портрет инфанты Маргариты в восьмилетнем возрасте, 1659 г.). Человек высокого нравственного благородства, он был назван современниками «художником Истины».

   Эль Греко (урожденный Доменико Теотокопули, 1541-1614) - великий испанский живописец, архитектор и скульптор эпохи барокко. Родился на острове Крит, где учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 г. приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана, с 1570 г. работал в Риме, потом в 1577 г. переезжает жить и работать в Испанию. Испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто. В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма. Его картины достаточно разноплановы, в них чувствуется сильное влияние религиозного мистицизма - в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию. Характерные черты стиля Эль Греко - резкие и вытянутые черты, игра на контрастах, изобилие холодных тонов, острая эмоциональность и психологичность образов (справа - Погребение графа Оргаса, 1586 г.).

Барокко в архитектуре 

   В архитектуре стиль барокко проявляется в парадности и торжественности, на первый план выходит декоративное начало. В каждой из стран Европы барокко приобретало свои особые национальные черты. В итальянской архитектуре барочная стилистическая характеристика распространялась и на внешний, и на внутренний облик зданий. Во французской — наблюдалось значительное расхождение между фасадным и внутренним убранством сооружений, в первом преобладали классицистические начала, во втором — барочные. В английской архитектуре стиль выступает как своеобразный оттенок, акцент классицизма; здесь можно говорить скорее об «обароченном» классицизме, чем о барокко как таковом. Но все же архитектура во всех странах имела и общие черты.

  Характерные особенности стиля барокко в архитектуре:

  • криволинейные соединения деталей,
  • усложненное пространство и объемы,
  • изобилие декоративных элементов;
  • чередование выпуклых и вогнутых форм;
  • обилие украшений, S-образная волюта, рога изобилия, золотой цвет.

   В погоне за пышностью форм архитекторы зачастую пренебрегали логикой построения планов. Пропорциональность и гармония, характерная для эпохи Возрождения, здесь уступают место внешней причудливости форм. Внешние элементы, фасад как будто имели цель заслонить собой основную часть здания. Изобилие статуй, фресок не всегда гармонируют с архитектурой, будто пытаясь перекричать друг друга. Экспрессивность и иррациональность в архитектуре барокко выражаются так же ярко, как и в живописи. Размеры построений, арок, дверей, окон намного превышают человеческий рост, создавая ощущение "маленького человека", но подчеркивая величественность здания.

   В архитектуре барокко различают два направления: 

  1. Радикальное барокко - в его основе лежит принцип динамичности, иллюзии движения формы и пространства.
  2. Классическое барокко -  основывается на принципах ренессанса, но стремится оказать влияние на эмоции и чувства человека с помощью больших простанств и монументальности форм.

   Ярким представителем эпохи барокко в архитектуре является итальянский архитектор Франческо Борромини (1599 - 1667). Учился в Милане, работал, в основном, в Риме. Не считаясь с логикой построения зданий, Борромини заменяет прямые линии на изогнутые и криволинейные конструкции. Основываясь на классическом ордере, он добавляет все большей деталей и украшений - декоративные скульптуры, профилированные горизонтальные тяги, глубокие ниши, колоннады, панно и многие другие. Известные проекты архитектора: церковь и монастырь Сан Карло алле Куаттро Фонтане (1638-1640, фасад - 1667), церковь Сант Иво алла Сапиенца (1642), оратория Сан Филиппо Нери (до 1650), перестройка интерьера церкви Сан Джованни ин Латерано (1647-1650), церковь Сант Аньезе ин Агоне (1653- 1657, заканчивалась Райнальди), фасад Колледжо ди Пропаганда Фиде (1645-1666), трансепт, купол и колокольня церкви Сант Андреа делла Фратте (с 1654, см. рис. слева), палаццо Фальконьери (1650-1658).

   Также Борромини создавал оптические иллюзии, театральные эффекты. Например, известен его коридор, реализованный в садовом корпусе палаццо Спада: короткий коридор, прорезающий садовый корпус и ведущий к ярко освещенной статуе. Перекрывающий коридор свод и идущие вдоль стен колонны постепенно уменьшаются в размере, из-за чего глубина пространства зрительно увеличивается по крайней мере вдвое.

   Джованни Лоренцо Бернини (1598 - 1680) - знаменитый итальянский архитектор и скульптор эпохи зрелого барокко. В его проектах и скульптурах ярко выражены принципы стиля барокко - экспрессивность, религиозная аффективность вместе с подчеркнутой чувственностью. Бернини прославился своим проектом главного алтаря собора св. Петра (1624 - 1633), созданным совместно с Франческо Борромини. Алтарь представляет собою 24-метровую постройку в центре собора с витыми бронзовыми колоннами, обвитыми лавровыми листями и покрытыми чернью. Колонны поддерживают золоченый балдахин, нависающий над могилой св. Петра. Сверху располагается шар и крест, поддерживаемые четырьмя ангелами.

Бернини мастерски использует различные материалы для достижения желаемого эффекта - он сочетает разноцветный мрамор, бронзу, позолоту, стукко, раскрашивает материалы различными цветами, полирует мрамор, достигая блеска и световых бликов, придает мрамору фактуру ткани, создает игру света и теней. Под воздействием пространства скульптурные формы обретают живописную текучесть, иногда произведения художника достигают почти мистической экзальтированности (слева - фрагмент скульптуры "Экстаз святой Терезы", мрамор, 1644-52, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим).   

Барокко в музыке

  Эпоха барокко дала сильный толчок развитию светской и академической музыки.Сильное развитие получили такие понятия,как теория музыки, диатоническая тональность, имитационный контрапункт. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений. Большое число музыкальных терминов и концепций эры барокко используются до сих пор, а такие жанры, как оперы и концерты, до сих пор не потеряли своей актуальности.

  В это время происходит знаменательный перелом в музыкальном мышлении - полифоническое многоголосие сменяется гомофонно-гармонической системой, что приводит к расцвету культуры импровизации. Кардинально изменяется содержательно-смысловая координата музыкального творчества: сфера возвышенно бесстрастной мессы и безмятежной веселой песенной лирики обогащается скорбно-драматическими и трагическими образами. Именно в это историческое время в музыке кристаллизуются национальные школы и понятие стиля обретает смысл четко выраженных отличий итальянской, французской, немецкой, испанской традиций. 

   В  эпоху барокко в музыке стремительно развиваются многие вокальные жанры и инструментальные жанры, появляются оркестры, расцветают национальные композиторские школы. Основным инструментом эпохи считается клавесин - предшественник фортепиано. В инструментальной музыке в церквях используется орган. 

  В эпоху барокко стремительно развиваются новые жанры:

  • опера;
  • оратория;
  • токатта и фуга;
  • концерт (концерт для инструмента с окрестром и кончерто гроссо);
  • французская увертюра;
  • инструментальные сонаты и сюиты.
  • Музыку эпохи барокко можно классифицировать следующим образом:
  • музыка раннего барокко;
  • музыка среднего барокко;
  • музыка позднего барокко.

  Наиболее значимые представители эпохи барокко в музыке - это Г.Ф. Гендель, Антонио Вивальди, И.С. Бах. Подробнее о музыке барокко и жанрах см. в статье "Музыка эпохи барокко". 

Барокко в литературе

   В литературе также как и в других видах искусства ощущается стремление к пышности и избыточности. В основу сюжетов ложится осмысление дисгармонии мира и человека, их трагическое противостояние, как и внутренние борения в душе отдельного человека. В силу этого видение мира и человека чаще всего пессимистично. Вместе с тем барокко в целом и его литературу в частности пронизывает вера в реальность духовного начала, величие Бога. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения (Ф. де Кеведо-и-Вильегас, П. Кальдерон). Известна пьеса Кальдерона:"Жизнь есть сон". Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж. де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон). В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм, гонгоризм (культеранизм), консептизм (Италия, Испания), метафизическая школа и эвфуизм (Англия). 

   Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали (Оноре д’Юрфе, «Астрея»). В поэзии процветают вычурность, использование сложных метафор. Распространены такие формы, как сонет, рондо, кончетти(небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы.

   Параллельно со стилем барокко развивается классицизм. В XVII веке черты классицизма уже начинают вырисовывать в архитектуре музыке, литературе и театре, преимущественно, во Франции. Появление классицизма обусловлено теми же предпосылками, что и барокко. Но в отличие от барокко, классицизм провозгласил культ Разума, главенствующего над чувствами, культ рациональной природы человека, стройности и соразмерности античных форм. В творчестве многих художников XVI - XVII вв. характерны как черты барокко, так и классицизма, а в музыке порою следы этого взаимопроникновения практически невозможно различить.


Используемые источники:

1. Виртуальный художественно-исторический музей // http://smallbay.ru/baroc.html

2. Гивенталь И., Щукина Л. Музыкальная литература. Вып. 1, Г.Ф. Гендель, И.С. Бах. Учеб. пособие

3. http://www.museum-online.ru/baroque/Diego_Velasquez

4. http://smallbay.ru/rembrandt.html

5. http://rybens.ru/

6. http://ilion-elf.narod.ru/hudogniki/Barroko.html

7. http://www.arhitekto.ru/txt/6barokko01.shtml

8. http://arhistroika.ru/franchesko-borromini

9. http://smallbay.ru/article/archit_italy_borromini.html