S5 MP3 Player - плагин joomla Mp3

 Биография

Родился Иоганн Себастьян Бах 21 марта1685г., в Эйзенахе, маленьком городке Тюрингии, в семье потомственных музыкантов. Его отец, Иоганн Амброзиус Бах, был учредителем городских музыкальных концертов, а все его дяди были профессиональными исполнителями. Отец композитора научил сына игре на скрипке и клавесине. В десятилетнем возрасте, осиротев, И.С. Бах переехал в Ордруф, к своему старшему брату Иоганну Христофу, органисту, который и обучал поступившего в гимназию маленького брата игре на органе и клавикорде.

В 15 лет Бах переехал в Люнебург, где в 1700—1703 годах учился в вокальной школе Св. Михаила. Прекрасный голос, владение игрой на скрипке, органе, клавесине, помогли ему поступить в хор “избранных певчих”, где он получал небольшое жалованье. В обширной библиотеке люнебургской школы хранилось много рукописных сочинений старинных немецкий и итальянских музыкантов, и Бах погрузился в их изучение. Во время учёбы он посетил Гамбург — крупнейший город в Германии, а также Целле (где в почёте была французская музыка) и Любек, где он имел возможность познакомиться с творчеством знаменитых музыкантов своего времени. В этот период своей жизни Бах расширил свои знания о композиторах той эпохи, прежде всего, о Дитрихе Букстехуде, которого он очень уважал.

   В январе 1703 года, после окончания учёбы, Бах получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Но там он проработал недолго. Не удовлетворённый работой и зависимым положением, он охотно принял приглашение на должность органиста Новой церкви в город Арнштадт и в 1704 году туда переехал.

   В 1707 году, после трёхлетнего пребывания в Арнштадте, И.С. Бах переезжает в Мюльхаузен и поступает на такую же должность церковного музыканта. Четыре месяца спустя, 17 октября 1707 года Иоганн Себастьян женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта. Впоследствии у них родилось шестеро детей, трое из которых умерли в детстве. Трое из выживших — Вильгельм Фридеман, Иоганн Кристиан и Карл Филипп Эммануил — стали впоследствии известными композиторами.

   Проработав в Мюльхаузене около года, Бах вновь сменил место работы, на этот раз, получив место придворного органиста и устроителя концертов — намного более высокую позицию, чем прошлая его должность — в Веймаре, где и пробыл около десяти лет. Здесь впервые в своей биографии И.С. Баху представилась возможность раскрыть в разносторонней исполнительской музыке свой многогранный талант, испытать его во всех направлениях: в качестве органиста, музыканта оркестровой капеллы, в которой приходилось играть на скрипке и клавесине, а с 1714 года - и должности помощника капельмейстера.

   Через некоторое время И.С. Бах опять занялся поисками более подходящей работы. Старый хозяин не хотел его отпускать, а 6 ноября 1717 года даже арестовал за постоянные просьбы об отставке, но уже 2 декабря отпустил на свободу «с изъявлением немилости». Леопольд, князь Ангальт-Кётенский, нанял Баха на должность капельмейстера. Князь, сам будучи музыкантом, ценил талант Баха, хорошо ему платил и предоставлял большую свободу действий.

   В 1722 году И.С. Бах завершил работу над первым томом прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира». До того, в 1720 году появилось другое, не менее выдающееся сочинение для того же инструмента – «Хроматическая фантазия и фуга ре минор», которая переносит в область клавира монументальность форм и драматическую патетику органных композиций. Появляются и лучшие сочинения для других инструментов: шесть сонат для скрипки соло, шесть знаменитых Бранденбургских концертов для инструментального ансамбля. Все эти творения относятся к числу выдающихся творений композитора, но ими далеко не исчерпывается написанное Бахом в кётенский период.

   В 1723 году состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви Св. Фомы в Лейпциге, и 1 июня Бах получил должность кантора хора Святого Фомы с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви, заменив на этом посту Иоганна Кунау. Первые шесть лет жизни в Лейпциге оказались очень продуктивными: Бах сочинял к каждому воскресенью по одной кантате. Издавна завоёванная слава несравненного виртуоза на органе и клавире доставляла ему новые триумфы, привлекала почитателей и друзей, среди которых были такие выдающиеся люди, как композитор Гассе и его знаменитая супруга – итальянская певица Фаустина Бордони.

   В марте 1729 года Иоганн Себастьян стал руководителем Музыкальной коллегии (Collegium Musicum), светского ансамбля, существовавшего ещё с 1701 года, когда его основал старый друг Баха Георг Филипп Телеман. Бах с увлечением отдался работе, свободной от назойливого вмешательства и постоянного контроля. Он выступает в качестве дирижёра и исполнителя в публичных концертах, которые устраивались в различных общественных местах. Новая форма музыкальной деятельности выдвигала и новые творческие задачи. Нужно было создавать произведения, сообразовываясь со вкусами и потребностями городской аудитории. Для выступлений Бах написал огромное количество разнообразной музыки; оркестровой, вокальной. В ней много выдумки, шутки и изобретательности.

   В последнее десятилетие жизни заметно падает интерес Баха к общественно – музыкальной деятельности. В 1740 году он отказался от руководства Collegium Musicum; не принял участия в основанной в следующем, 1741 году новой концертной музыкальной организации.

   Бах Иоганн Себастьян, биография которого обрывается в 1750 году, начал неожиданно терять зрение и обратился за помощью к английскому офтальмологу Джону Тейлору, который провел 2 операции в марте-апреле 1750 г. Однако обе оказались неудачными. Зрение к композитору так и не вернулось. 28 июля, в возрасте 65 лет, Иоганн Себастьян скончался. Современные газеты писали, что "смерть наступила в результате неудачной операции на глазах". В настоящее время историки считают причиной гибели композитора инсульт, осложненный пневмонией.

Творческий путь

   Творчество Баха относится к эпохе барокко. В течение жизни Бах написал более 1000 произведений. Существует каталог произведений Баха Bach Werke Verzeichnis, где каждому произведению присвоен свой номер с префиксом BWV.

   Основные темы его творчества – тема сострадания, радости, любви к Богу. Практически отсутствует разница между духовными и светскими произведениями - все они гуманистические.  Баховское искусство вмещает и глубокую скорбь, и простодушный юмор, острейший драматизм и философское размышление. В своей музыке он размышляет о самых важных, вечных вопросах человеческой жизни – о назначении человека, о его нравственном долге, о жизни и смерти. Центральным символом в его творчестве становится крест и Голгофа, символизирующие жертву ради спасения человечества. В Иисусе Христе композитор видел олицетворение лучших человеческих качеств: силы духа, верности избранному пути, чистоты помыслов.  

   Символами в музыке Баха также являются устойчивые звукосочетания, имеющие постоянные значения. Один из важнейших у Баха символов – символ креста, состоит из четырех разнонаправленных нот. Если графически связать первую с третьей, а вторую с четвертой, образуется рисунок креста. (Любопытно, что фамилия BACH при нотной расшифровке образует такой же рисунок. Вероятно, композитор воспринимал это как некий перст судьбы).

   Бах использовал максимальное количество средств для того, чтобы донести до слушателя основное настроение, смысл произведения. Традиционно для передачи настроения использовались тональности, каждую из которых наделяли определенным характером:

  • D-moll, G-moll – философские тональности;
  • C-moll – драматическая или патетическая тональность;
  • E-dur, Fis-dur – нежные пасторальные образы;
  • es-moll, b-moll – глубочайшая возвышенная скорбь;
  • D-dur – энергия, яркий колорит и даже триумфальность;
  • Cis-dur – весеннее радостно-искрящееся настроение;
  • F-dur – пасторально-шутливое;
  • As-dur - светлое, праздничное;
  • F-moll – настроение, близкое по ощущению к b-moll и es-moll (скорбь);
  • h-moll -  напряжённо-страстное настроение, тональность, которой, как известно, Бах отдавал предпочтение;
  • C-dur - Бах ощущал как организующий центр, ясное, светлое, безмятежное.

  Бах работал практически во всех жанрах, кроме оперы. Им было написано очень много духовных произведений: пассионы, мессы, оратории, полифонии, хоральные обработки, прелюдии и фуги. Он писал для различных инструментов: органа, клавесина,  скрипки, оркестра, хора, солистов.

Творчество Баха можно условно разделить на четыре основные жанровые группы:

  • Органная музыка
  • Клавирная музыка
  • Оркестровая и инструментальная музыка
  • Вокальная музыка

   Произведения каждой из вышеуказанных групп относятся к определенному периоду. В Веймаре были сочинены самые выдающиеся органные композиции. Кётенский период знаменует собой появление огромного количества клавирных и оркестровых произведений. В Лейпциге же написано большинство вокально-инструментальных.

Органное творчество

   Больше всего при жизни Бах был известен именно как органист и композитор органной музыки, которую он писал во всех традиционных немецких жанрах. Бах был ценителем органа, а также экспертом, принимал участие в диагностике и настройке органов. Его учителем был Дитрих Букстехуде, он видел в Бахе своего приемника, продолжателя немецкой традиции.

   Излюбленные жанры, в которых творил Бах Иоганн Себастьян:

  • Хоральные прелюдии и хоралы,
  • Токкаты и фуги,
  • Вариации,
  • Органные концерты,
  • Сюиты для органа.

Хоральная прелюдия h-moll (орган).

Рождественские хоралы для органа (исп. Л. Рогг).

Fugue sur « Vom Himmel hoch».

Herr Christ, der einge Gottes Sohn.

Jesu, meine Freude.

   Его органное творчество очень разнообразно. Помимо создания новых произведений, он делал переложения сочинений других композиторов для других инструментов. В молодом возрасте Иоганн Себастьян Бах заслужил репутацию весьма творческого композитора, способного адаптировать многие иностранные стили к требованиям органной музыки. Большое влияние на него оказали традиции Северной Германии, в частности Георг Бём, с которым композитор познакомился в Люнебурге, и Дитрих Букстехуде, которого Иоганн Себастьян навестил в 1704 году во время длительного отпуска. Примерно в это же время Бах переписывает работы многих итальянских и французских композиторов, а позднее - скрипичные концерты Вивальди, чтобы вдохнуть в них новую жизнь уже в качестве произведений для органного исполнения. За время наиболее продуктивного творческого периода (с 1708 по 1714 годы) пишет Бах Иоганн Себастьян фуги и токатты, несколько десятков пар прелюдий и фуг и "Органную книжечку" - незаконченный сборник из 46 хоральных прелюдий. После отъезда из Веймара композитор пишет меньше органной музыки, хотя и создает ряд известных произведений.

   Бах завершает своим органным творчеством эпоху полифонического письма. После гениальных творений Баха в этом жанре невозможно сказать ничего принципиально нового. Полифония становится не жанром, а приемом, который используется, в основном, для развитии темы.

Искусство Фуги, контапункт 1(орган).

Токката и фуга ре-минор для органа (исп. Э.Краус)

  Токатта и фуга ре-минор предвещает развитие симфонии и концертов на основе проработки полифонической темы. Также произведение содержит импровизационную часть, которая использовалась впоследствии как каденция в concerto grosso.

Клавирное творчество

   В эпоху барокко стремительно развивалась клавирная музыка, клавесин был вторым инструментом по популярности после органа. Расцветают национальные клавирные школы, в особенности, во Франции. В Германии Иоганн Кунау (предшественник Баха) основывает немецкую клавирную школа. Немецкая школа отличалась от французской большей лиричностью и философской задумчивостью. И.С. Бах знакомился с клавирной музыкой как теоретик, педагог и композитор, переписывал французских клавесинистов (в первую очередь Куперена), писал очень много музыки для клавесина, часть которой можно исполнять на клавикордах. Однако и здесь Бах себя проявляет как новатор. Он чувствует универсальность клавира, развивает клавирное мастерство, обогащает его виртуозной техникой, использует новые выразительные средства и приемы. Одной из целью Баха была научить клавирной музыке своих учеников, так он пишет многочисленные произведения, которые до сих пор являются учебными пособиями для пианистов всего мира.

   Бах пишет для клавесина 3-х частные сонаты, танцевальные сюиты, вводит в практику новые жанры: прелюдии, вариации, фантазии, инвенции, партиты.

   Многие из этих сочинений являются энциклопедическими, включающими в себя теоретические методы и приемы, которые любил использовать Бах Иоганн Себастьян. Произведения (список) представлены ниже:

  • "Хорошо темперированный клавир" - двухтомный труд. Каждый том содержит прелюдии и фуги во всех употребимых 24-х мажорных и минорных ключах, расположенные в хроматическом порядке. В то время способы настройки клавесина не позволяли играть одну и ту же музыку в разных тональностях. ХТК создавался для инструментов с равномерно-темперированным строем для последователей в учебных целях.
  • Инвенции и увертюры. Эти двух- и трехголосные произведения расположены в том же порядке, что и "Хорошо темперированный клавир", за исключением некоторых редких тональностей. Они были созданы Бахом в учебных целях.
  • 3 сборника танцевальных сюит, "Французских сюит", "Английских сюит" и партит для клавира.
  • "Гольдберг-вариации".
  • Различные пьесы, такие как "Увертюра во французском стиле", "Итальянский концерт".
  • «Искусство фуги» - может использоваться как пособие для композиторов, исполняется как на клавире, так и на органе.

Аве Мария (клавир).

Клавирная фантазия.

Итальянский концерт.

Клавирный концерт d-moll, I часть.

Хроматическая фантазия d-moll.

Речитатив из хроматической фантазии.

Фуга из хроматической фантазии.

Французская сюита №2 c-moll, аллеманда.

Французская сюита №2 c-moll, куранта.

Французская сюита №2 c-moll, сарабанда.

Французская сюита №2 c-moll, ария.

Французская сюита №2 c-moll, менуэт.

Французская сюита №2 c-moll, жига.

Вариации Гольдберга, ария.

Вариации Гольдберга, канон в унисон.

Вариации Гольдберга, канон в квинту – Andante.

Прелюдия и фуга C-dur, I том ХТК.

Прелюдия и фуга es-moll, I том ХТК.

Оркестровое и инструментальное творчество

   Музыка Баха для скрипки, виолончели, флейты, гобоя, лютни, инструментального ансамбля, оркестра знаменует значительное расширение выразительности и технических возможностей инструментов, обнаруживает глубокое знание инструментов и универсализм в их трактовке. Инструментальные жанры, в которых творил композитор - сонаты, сюиты, партиты, концерты. 6 Бранденбургских концертов для различных инструментальных составов, претворившие жанровые и композиционные принципы concerto grosso, явились важным этапом на пути к классической симфонии.

 Бранденбургский концерт № 2 фа-мажор.

I часть. Allegro.

II часть. Andante.

III часть. Allegro assai.

Двойной концерт для 2-х скрипок, струнных, basso continuo  и оркестра (concerto grosso). (исп. Camerata Romana)

I ч. Vivace.

3 пьесы для лютни. (исп. Андрес Сеговиа)

Allemande.

Sarabande.

Gigue.

Оркестровая сюита

Оркестровая сюита №2 – b – moll, Badenerie (Шутка).

Вокальное творчество

   Наибольшее количество вокальных произведений было написано Бахом в Лейпциге, где он получил должность капельмейстера и учителя музыкальной школы. В течение долгого периода своей жизни каждое воскресенье Бах в церкви Св. Фомы г. Лейпцига руководил исполнением кантаты, тема которой выбиралась согласно лютеранскому церковному календарю. Хотя Бах исполнял и кантаты других композиторов, в Лейпциге он сочинил как минимум три полных годовых цикла кантат, по одной на каждое воскресенье года и каждый церковный праздник. Кроме того, он сочинил некоторое количество кантат в Веймаре и Мюльхаузене. Всего Бахом было написано более 300 кантат на духовную тематику, из которых только 200 дошли до наших дней. Кантаты Баха сильно различаются по форме и инструментовке. Некоторые из них написаны для одного голоса, некоторые — для хора; некоторые требуют для исполнения большого оркестра, а некоторые — всего несколько инструментов. Однако наиболее часто используемая модель такова: кантата открывается торжественным хоровым вступлением, затем чередуются речитативы и арии для солистов или дуэтов, а завершается всё хоралом. В качестве речитатива обычно берутся те же слова из Библии, что читаются на этой неделе по лютеранским канонам. Завершающий хорал часто предвосхищается хоральной прелюдией в одной из средних частей, а также иногда входит во вступительную часть в виде cantus firmus. Наиболее известными из духовных кантат Баха являются «Christ lag in Todesbanden», «Ein’ feste Burg», «Wachet auf, ruft uns die Stimme» и «Herz und Mund und Tat und Leben». Кроме того, Бах сочинил и некоторое количество светских кантат, обычно приуроченных к каким-либо событиям, например, к свадьбе. Среди самых известных светских кантат Баха — две Свадебных кантаты и шуточная Кофейная кантата и Крестьянская кантата.

Отрывки из кантат и ораторий.

Ария Лизхен (из «Кофейной кантаты»).

Магнификат №4.

Кантата № 22 для соло тенора.

I часть. Aria.

II часть. recitativo.

V часть. choral.

   Пассионы (страсти) являются одними из наиболее масштабных вокальных произведений Баха. Известно, что Бах написал 4 или 5 пассионов, но только эти два полностью дошли до наших дней: Страсти по Иоанну и Страсти по Матфею — произведения для хора и оркестра на евангельскую тему страданий Христа, предназначенные для исполнения на вечернях в страстную пятницу в церквях Св. Фомы и Св. Николая. Страсти по Матфею – масштабное произведение, делится на 2 части, включает 78 эпизодов (длительность 3 часа). Но, к сожалению, в то время Страсти по Матфею не вызвали резонанса у публики, а магистрат не оценил его заслуг.

Страсти по Матфею.

Оркестровое вступление и хор шествия на Голгофу.

Речитатив и ария Иисуса «Я готов принять крест и чашу».

Хорал «Если я должен умереть, не уходи от меня».

   Наиболее известна «Рождественская оратория»— цикл из 6 кантат для исполнения во время рождественского периода литургического года. Пасхальная оратория и Магнификат (Magnificat) представляют собой скорее обширные и тщательно проработанные кантаты и имеют меньший размах, чем Рождественская оратория или пассионы. Магнификат существует в двух версиях: изначальной и более поздней и известной. Магнификат исполнялся один раз в году на Рождество на немецком языке (чтобы слушатели могли понять слова), несмотря на то, что текст был написан на латыни (использовались изречения из писания Луки).

Магнификат ре-минор (отрывки) (исп. W. Brown - тенор, Denis Vaughan - орган, Thornton Lofthouse - клавикорд, оркестр Kalmar Orhestra Pierre Colombo)

Esurientes implevit bonis.

Et misericordia.

   Наиболее известная и значимая месса Баха — месса си минор, представляющая собой полный цикл ординария из 6 частей. В эту мессу, как и во многие другие произведения композитора, вошли переработанные ранние сочинения. Месса никогда не исполнялась целиком при жизни Баха — впервые это произошло только в XIX веке. Кроме того, эта музыка не исполнялась по назначению из-за несоответствия лютеранскому канону, а также из-за длительности звучания. Кроме мессы си минор, до нас дошло 4 коротких двухчастных мессы Баха, а также отдельные части, как Sanctus и Kyrie.

Месса си-минор

Kyrie №1. 

Crucifixus №16.

Agnus dei №23.

Остальные вокальные произведения Баха включают несколько мотетов, около 180 хоралов, песни и арии.

 _______________________________________________________________________________

Источники:

  1. http://www.syl.ru/article/174779/new_bah-iogann-sebastyan-biografiya-i-tvorchestvo
  2. http://fb.ru/article/161084/jizn-i-tvorchestvo-baha
  3. http://musike.ru/index.php?id=9
  4. http://music-fantasy.ru/content/muzykalnye-zhanry-fuga
  5. http://piano-world.okis.ru/wtc.html