S5 MP3 Player - плагин joomla Mp3

   Рококо́ (от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль) — стиль в искусстве,  возникший во Франции в первой половине XVIII века как развитие стиля барокко.

   Характерными чертами рококо являются:

  • изысканность,  
  • изобилие декоративных деталей,
  • орнаментальность,
  • комфорт в интерьере,
  • обращение к мифологическим темам,
  • пасторальные мотивы,
  • чувственно-эротические мотивы,
  • побег от реальности, мечтательность

   В архитектуре стиль рококо появился во Франции в начале XVIII века (1715 – 1723 гг.) и достиг своего расцвета при Людовике XV. Стиль рококо стал популярен в других странах Европы, и господствовал в ней до конца столетия.

Основное отличие стиля рококо от стиля барокко в архитектуре – это легкость, игривость, приветливость, использование светлых и пастельных тонов, мягких изгибов. Архитектура рококо стремится отойти от тяжеловесной напыщенности барокко, но не уменьшает количества декоративных деталей, а распоряжается ими с полным произволом и даже капризностью, не задумываясь о целесообразности и симметрии форм. Прямые линии тщательно скрываются отделкой, колонны волнообразно скручиваются, отдается предпочтение округлым формам при проектировании потолков и комнат. Всюду в оформлении колонн, карнизов, окон, проемов используется орнаментация в виде листьев, цветов, завитков, раковин.  

   В живописи рококо проявляется в смене тематики и выразительных средств, картины и фрески чаще становятся украшением интерьера, чем самостоятельным произведением искусства. Основными темами в живописи становятся молодость и красота, галантность и игривость, мечтательность, мифологические и пасторальные сюжеты. В противовес ярким краскам и контрастам стиля барокко используются мягкие пастельные тона: розовые, голубые, сиреневые, светло-зеленые.  Живопись рококо отличается камерностью, декоративностью. На смену репрезентативным и масштабным картинам эпохи барокко приходят зарисовки пасторальных сцен, где герои картин, не обремененные тяготами жизни, наслаждаются  радостями любви в окружении овечек. Также художники обращались к теме чувственности и эротики. Создано много картин, изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Человек на картинах часто изображался в образе мифических персонажей. Личность человека уходит на второй план, если эмоции и изображались, то в отличие от стиля барокко, в них не было страсти, драматизма, контраста.

   Основоположником стиля рококо считается талантливый живописец Антуан Ватто. Эмоциональность и меланхолическая мечтательность придают характерам персонажей картин Ватто особую утонченность.

Диана у ручья, 1716 г., Музей Лувр, Париж

Крупнейший представитель рококо во Франции — Франсуа Буше, работавший в жанре портрета и пейзажа.  

Осенняя пастораль, 1749 г., Собрание Уоллес, Лондон

   В Италии крупнейший представитель стиля рококо в живописи — Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция — 1770, Мадрид). Тьеполо был квадатуристом, специализировался на росписи потолков, стен, сводов. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой.

   В музыке стиль рококо проявил себя прежде всего в творчестве великих французских клавесинистов Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо. В Германии элементы рококо обнаруживаются в музыке Телемана, но его творчество можно рассматривать также и в русле Барокко.

   Для стиля рококо в музыке характерны совершенно те же самые черты, что в живописи и в архитектуре:

  • обилие мелизмов, мелких звуковых украшений и завитков, которые были неотъемлемой частью  мелодической линии,
  • легкость и прозрачность фактуры,
  • гомофонно-гармонический склад, элементы полифонии использовались редко,
  • преобладание маленьких камерных форм,
  • отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов,
  • развлекательный характер, использование игривых, кокетливых и галантных образов.

   Клавесин в эпоху рококо переживал свою наивысшую точку расцвета и популярности. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Внешняя отделка инструмента была соответствующая стилю рококо - вычурная, богатая, полная мелких украшений и тончайших деталей.

Шкатулка в стиле эпохи Рококо, с репродукциями картин Франсуа Буше

   Рококо оказывает влияние на музыкальные жанры и форму, прежде всего на сюиту. Отдельные части сюиты, пьесы, могли быть не связаны какой-либо идеей, были вполне пригодны для исполнения по отдельности. При этом сюита по длительности могла превышать барочную сюиту (например, И.С.Баха), но могла быть в гораздо меньшей степени монументальной и цельной.  Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. В сравнительно краткую эпоху Рококо сам по себе жанр сюиты сначала был доведён клавесинистами и мастерами инструментальных жанров до своего высшего развития. Затем жанр себя исчерпал, покинул профессиональную музыкальную среду на добрую сотню лет.

Ж.Ф. Рамо – Allemande.

Ж.Ф. Рамо – Courante.

Ж.Ф. Рамо – Sarabande.

Ж.Ф. Рамо – Gigue.

    Появляются одночастные сонаты, музыкальные формы мельчают, становятся миниатюрней. Интересно, что в крупных формах (операх, балетах и кантатах) эти тенденции также себя проявили. Так, большие оперы Рамо и Кампра также построены из небольших номеров, связанных между собой по сюитному принципу, а иногда и вовсе представляют собой феерическую сюиту, практически не связанную каким-либо сюжетом. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. При этом в небольших пьесах появляется программность, композиторы стремятся передать определенное настроение, образ.

Ф.Куперен «Сюита Празднества.»- «Жонглёры».

 Ф. Куперен «Сюита Празднества.»- Марш «Старики и нищие».

 Ф. Куперен «Сюита Празднества.»- Марш «Судьи и присяжные».

 Ж.Ф. Рамо «Пение птиц».

 Ж.Ф. Рамо «Тамбурин».

 Ж.Ф. Рамо «Циклопы».

 Ж.Ф. Рамо «Египтянка».

 Ж.Ф. Рамо – Клавирный концерт «Тамбурины».

   Большое значение имела интерпретация исполнителя, в простые мелодии вносились мелкие украшения, исполнитель обязательно усложнял мелодическую линию мелизмами, ритмическими отклонениями. Существовали определенные правила исполнения украшений. Так, Куперен создал свою методику, известную под названием «Искусство игры на клавесине». Часто в исполнительских ремарках указывалось «нежно», «наивно», «весело», «любезно, учтиво», «воодушевленно» и т. д. Поскольку музыка звучала на светских приёмах и во время еды, особо приветствовались разные выдумки, карнавальные имитации и остроумные развлекательные приёмы для увеселения аристократических слушателей. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты).

  Ж.Ф. Рамо «Курица».

   Этот успех привёл к многочисленным подражаниям, повторениям и репликациям в творчестве других авторов, что вообще было характерно для эпохи Барокко в целом. Иногда занимательные эффекты перемещались прямо в музыкальную сферу, пародируя или изображая коллегу-композитора или передразнивая некоторые профессиональные привычки самих музыкантов. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).

   Во второй половине XVIII века рококо достигает своего предела, общественность начинает проявлять негативную реакцию. Рококо более не называется «живописным вкусом», взамен этому эпитету приходит «испорченный вкус». Он как бы достиг предела, полностью исчерпав себя. Эпоха барокко и рококо сменяется классицизмом.


                Источники:

  1. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/20190
  2. http://smallbay.ru/rocoko.html
  3. http://enc-dic.com/enc_music/Rokoko-6177/
  4. http://maykapar.ru/articles/rococo.shtml