S5 MP3 Player - плагин joomla Mp3

Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – направление в европейском искусстве XVII – начала XIX века, основная черта которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону.

Исторические рамки

Классицизм начал формироваться в XVII веке в архитектуре Голландии и Англии. В XVIII – начале XIX века классицизм  (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом) формировался преимущественно в лоне французской культуры под сильным влиянием идей Просвещения. В это время происходили радикальные перемены в осознании человеческих и социальных ценностей и правил поведения в обществе. Права человека, свобода вероисповедания и слова снова заняли важное место в социальной сфере. В противовес идеям эпохи барокко были провозглашены новые ценности: простота, естественность, нравственность, лаконичность и строгость.

Интернациональным центром европейского классицизма XVIII — начала XIX века стал Рим, где в основном господствовали традиции академизма со свойственным им сочетанием благородства форм и холодной идеализации.

Собственные варианты классицизма развивались в художественной культуре Италии, Испании, Бельгии, скандинавских странах, США; выдающееся место в истории мирового искусства занимает русский классицизм 1760–1840-х годов.

В конце первой трети XIX столетия ведущая роль классицизма почти повсеместно сходит на нет, он вытесняется разнообразными формами архитектурного эклектизма. Оживает художественная традиция классицизма в неоклассицизме конца XIX — начала XX веков.

Характеристики и принципы классицизма

Классические произведения искусства строились по строгим канонам, во многом заимствованных из античного искусства. Античное искусство для классицистов - это высший эталон и высшая ценность. Классицисты наследовали у античной культуры то, что соответствовало их понятию порядка, логики, гармонии. Строгость прямых линий и симметричность - в архитектуре;  идеи чести, исполнения долга - в литературных сюжетах; единство места, времени и действия, мифические сюжеты – в драматургии; гармония и соразмерность формы – в музыке; идеальные пропорции и красота человека – в изобразительном искусстве. Упор делался на художественное направление, но нравственное начало  приобретает еще большую значимость. Театр получил в эту эпоху широкое развитие, как и литература.

Рисунок 1 - Антонио Канова "Три грации"

В основе классицизма также лежат идеи рационализма, появившиеся под влиянием философии Рене Декарта, французского философа, математика и физика (именно он изобрел систему координат, и именно ему принадлежит знаменитый афоризм: «Мыслю, следовательно, существую»).  Философия рационализма отвергала идеи предшествующей схоластической традиции, провозглашая разум единственным источником истинного знания. Лежащие в основе классицизма принципы рационалистической философии обусловили взгляд теоретиков и практиков классического стиля на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом.

Также на становление классицизма оказала сильное влияние политическая ситуация, сложившаяся во Франции XVII в. В это время правил Людовик XIV, «король – солнце», который провозгласил «Государство – это я». Абсолютная монархия требовала исполнения гражданского долга, служения королю, в классических произведениях воспевалось чувство долга, преданность королю и патриотизм. 

Интерес к классицизму возникает еще в эпоху Возрождения.  Во многих европейских художественных школах интерес к  античности сознательно прививался к ученикам. Болонская академия являлась тому ярким примером. Она была полностью построена на эстетических канонах классицизма.

Интересно, что развитию классицизма в начале XVIII века способствовали раскопки древнего города  Помпеи,  который был разрушен в результате извержения вулкана. И публикация работы немецкого философа Винкельмана "История искусства древности" пробудила интерес к наследию античного искусства, после чего классицизм перешел в новую фазу и стал именоваться неоклассицизмом.

Искусство классицизма ставило перед собой цель просвещать, воспитывать личность, доставляя эстетическое наслаждение. Главная идея классицизма - это идея мироздания, стройности, вечного начала. Отвергает что-то случайное, индивидуальное и проходящее и оставляет самое главное, существенное и значимое.

Принципы классицизма:

  • Основа всего – разум (прекрасным считалось лишь то, что разумно);
  • Главная задача – укрепление абсолютной монархии (монарх считался воплощением разумного);
  • Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга;
  • Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее;
  • Наследование античных канонов;
  • Подражание природе;
  • Разумная правильность, уравновешенность пропорций, исключение всего лишнего, второстепенного, стремление к совершенству;
  • Строгое деление жанров во всех областях на «высокие», «средние» и «низкие», смешивание жанров не допускалось. Например, в литературе «высоким» жанром считалась "ода", "трагедия", а к «низким» жанрам относились басни, комедии, сатира. В живописи «высокими» считались мифологические, библейские и античные сюжеты, а натюрморт и портрет были не актуальны и широко не распространялись.

Живопись

В живописи классицизма основными элементами моделировки формы стали линия и светотень,  общая  гармония произведения. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике персонажей. Мужественный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям главы французского классицизма, живописца Жака Луи Давида.

Вновь для художников открывается красота античного искусства и многие из них едут в Рим, связывают с Италией всю свою творческую жизнь. Николя Пуссен был великим представителем  искусства того времени. Для его живописи характерна гармония в отношении пропорций и красок, ритмичность и построение композиции даже с точки зрения математики все очень выверено.

Рисунок 2 - Пуссен. Танкред и Эрминия. 1620–1630 гг.

Рисунок 3 - Пуссен. Аполлон и Дафна. 1622–1625 гг.

Рисунок 4 - Пуссен. Завоевание Иерусалима

Еще один яркий представитель классицизма в живописи - Клод Лорен, мастер идеального пейзажа. В его пейзажах отсутствуют кривые деревья, пасмурные тучи. Яркое солнце, античные руины или персонажи  являются воплощением его основной концепции. И это свойственно всем художникам того времени. Искусство художников было излюбленным стилем монархов того времени. Людовик XIV основал королевскую академию живописи, в которой наиболее успешные ученики получали денежное вознаграждение, что позволяло им впоследствии поехать в Италию на стажировку (это называлось пансионерством).

Рисунок 5 - Клод Лорен

Рисунок 6 - Клод Лорен

В XIX столетии живопись классицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных мастеров,  вырождается в официально-апологетическое или претенциозно-эротическое салонное искусство.

Музыка

Самым ярким представителем раннего классицизма был Жан Батист Люли. Он стал истинным диктатором французской сцены. В основе его сюжетов для постановок были античные мифы и рыцарские легенды, основная тематика - прославление короля.

Кристоф Виллибальд Глюк создал первую реформаторскую оперу "Орфей". Свои реформы он продолжил в Париже, где новаторство композитора приняли с восторгом.  Опера стала не просто собранием арий, как это было ранее в итальянской опере. Опера преобразилась, стала музыкальной драмой со стройной музыкальной композицией.  

В становлении классического симфонизма большую роль сыграли чешские мастера, работавшие в Германии и создавшие школу под названием «Мангеймская школа». Произошло обновление состава оркестра, впервые в него был введен кларнет. Сформировался законченный симфонический цикл, что значительно повлияло на творчество Моцарта и Гайдна.

Огромное влияние на становление сонатно-симфонического цикла оказали сыновья Баха.

Архитектура

В архитектуре определились новые типы изысканного особняка, парадного общественного здания, открытой городской площади, поиски новых, безордерных форм архитектуры, стремление к суровой простоте в творчестве. Этот стиль во многом предвосхищал ампир.

Возникновение архитектурного стиля "классицизм"

В 1755 г. Иоганн Иоахим Винкельманн писал в Дрездене: "Единственный путь для нас стать великими, а если возможно и неподражаемыми, - это подражать древним". Этот призыв обновить современное искусство, пользуясь красотой античности, воспринимаемой как идеал, нашел в европейском обществе активную поддержку. Прогрессивная общественность видела в стиле классицизм необходимое противопоставление придворному барокко.

От форм рококо, отмеченных поначалу римским влиянием, после окончания строительства Бранденбургских ворот в Берлине в 1791 г. был сделан крутой поворот в сторону греческих форм. Стремление претворить в современное строительство благородную простоту и спокойное величие античного искусства вели к желанию полностью скопировать античную постройку. Центрами строительства в стиле классицизм стали княжеские дворцы - резиденции, особую известность приобрели Марктплатц (торговая площадь) в Карлсруэ, Максимилианштадт и Людвигштрассе в Мюнхене, а также строительство в Дармштадте. Прусские короли в Берлине и Потсдаме строили преимущественно в классическом стиле. Но дворцы уже не были главным объектом строительства. Виллы и загородные дома уже невозможно было от них отличить. В сферу государственного строительства были включены общественные сооружения - театры, музеи, университеты и библиотеки.

Рисунок 7 – Версаль

Рисунок 8 - Лорд Брлингтон и Уильям Кент, вилла Чизвик-хаус в Лондоне (1725 г)

Рисунок 9 - Усадьба Стаурхед в Уилтшире (вилла Ротонда) 1741 г

Характерные особенности архитектурного стиля "классицизм"

Если ранняя средневековая архитектура и готика охватывают около пяти веков, ренессанс и барокко вместе - только половину этого срока, то классицизму потребовалось неполное столетие для того, чтобы овладеть Европой и проникнуть за океан.

На первом плане оказываются страны, которые не пережили высшего этапа развития барокко. Своей вершины классицизм достигает во Франции, Германии, Англии и России. Концепция классицизма заключалась в использовании в архитектуре античных систем формообразования, которые, однако, наполнялись новым содержанием. Эстетика простых античных форм и строгий ордер ставились в противовес случайности, нестрогости архитектурных и художественных проявлений мировоззрения отживающей аристократии.

Рисунок 10 - Собор Святого Павла в Лондоне (1675-1710 г)

В композиции целого и деталей, объемов и планов преобладает симметрия. Цветовое решение характеризуется светлыми пастельными тонами. Белый цвет, как правило, служит для выявления архитектурных элементов, являющихся символом активной тектоники. Интерьер становится более светлым, сдержанным, мебель простой и легкой, при этом проектировщики использовали египетские, греческие или римские мотивы.

Основные представители эпохи классицизма

  1. В музыке – Кристофф Виллибальд Глюк, Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен.
  2. В изобразительном искусстве – Никола Пуссен, Жак Луи Давид, К. Лоррен. Пуссен создавал шедевры, где были изображены героические подвиги, сюжеты в историческом стиле. Лоррен, в свою очередь, занимался пейзажами, где заметна связь человека и природы, гармония их взаимодействия.
  3. В архитектуре - венецианский мастер Палладио и его последователь Скамоцци, француз Жак-Жермен Суффло  (он искал оптимальные решения для организации пространства), Клод-Никола Леду, предвосхитивший многие принципы модернизма, Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель (создали в Германии общественные здания в духе Парфенона), Роберт Адам в Шотландии (он старался отказаться от деталей, не выполняющих конструктивную функцию).
  4. В литературе – Пьер Корнель, Жан Расин (писал трагедии), Жан-Батист Мольер (работал в жанре комедии), Жан де Лафонтен (автор, работавший в жанре басни), Франсуа Малерб (поэт, осуществивший реформу французского языка и стиха, разработавший поэтические каноны), просветители Вольтер и Жан-Жак Руссо.

Рисунок 11 - Гудон. Вольтер. 1781 г.


Источники:

http://www.art-gamma.com/лекции/история-театра/классецизм/эпоха-классицизма.-вводная-лекция.html

http://festival.1september.ru/articles/418453/

http://www.olofmp3.ru/index.php/Klassicheskaya-iepoha-v-muzyke-klassicizm.html

http://fb.ru/article/31734/klassitsizm-i-predstaviteli-klassitsizma