S5 MP3 Player - плагин joomla Mp3

  Средние века или Средневековье – исторический период, следующий после античности и предшествующий Новому времени (Ars Nova). Средние века – термин, которым назвали эпоху историки Возрождения, тем самым стремясь подчеркнуть промежуточный и переходный характер этого времени.

  Началом эпохи принято считать падение Западной Римской империи в конце V в. н.э. Насчет конца эпохи у историков нет единого мнения, в последние годы принято считать, что конец Средневековья приходится на конец XV – начало XVI вв.

 

  Культура Средневековья - это культура, совершающая переход от родоплеменной организации общества, или "варварской" культуры - к культуре цивилизации.  

  Ранняя европейская государственность была соединением варварского уклада и римской античности. В V – VI веках варвары поглотили Римскую империю. Слияние культур породило первое европейское земледельческое государство. Дальнейшая история Европы имела в своей основе греко‑римское наследство, христианство и новые начала, внесенные в жизнь германскими и славянскими народами. Средневековье, развивая свою историческую культурную традицию, избирательно относится к культуре античности, в том числе и культуре римской цивилизации. У средневековой европейской культуры было множество истоков, но важнейшими из них были те родники, которые пробивались из её собственной, ещё варварской, почвы.

  Более 1000 лет развивалось музыкальное искусство Средневековья. Это напряженный и противоречивый этап эволюции музыкального мышления - от монодии (одноголосия) к сложнейшей полифонии. В эпоху Средневековья усовершенствовались многие европейские музыкальные инструменты,  сформировались жанры как церковной, так и светской музыки, сложились известные музыкальные школы Европы: нидерландская, французская, немецкая, итальянская, испанская и т.д.

  В Средние века было два основных направления в развитии музыки: духовная музыка и светская, развлекательная. При этом светская музыка порицалась религией, считалась "дьявольским наваждением".

  Музыка была одним из инструментов религии, "подручным" средством, служившей целям Церкви, а также одной из точных наук. Музыка ставилась наряду с математикой, риторикой, логикой, геометрией, астрономией и грамматикой. Церковь развивала певческие и композиторские школы с упором на числовую музыкальной эстетику (для ученых той эпохи музыка была проекцией числа на звуковую материю). В этом было и влияние позднего эллинизма, идей Пифагора и Платона. При таком подходе музыка не имела самостоятельного значения, она была аллегорией высшей, божественной музыки. 

  Итак, музыка делилась на 3 типа:

  • Мировая музыка - это музыка сфер, планет. Согласно музыкально-числовой эстетике эпохи Средневековья каждая планета солнечной системы наделялась своим звуком, тоном, и движение планет создавало небесную музыку. Помимо планет своим тоном наделялись и времена года.
  • Человеческая музыка - каждый орган, часть тела, душа человека наделялись своим звуком, которые складывались в гармоничное созвучие.
  • Инструментальная музыка - искусство игры на инструментах, музыка для увеселения, низший тип иерархии. 

  Духовная музыка была вокальной, хоровой, а светская - инструментально-вокальной. Инструментальная музыка считалась легкой, несерьезной, и, музыкальные теоретики той эпохи не воспринимали ее всерьез. Хотя менестрельное ремесло требовало от музыкантов большого исполнительского мастерства.

 

  Музыкальный теоретик Средневековья Гвидо Аретинский (конец X века) дает следующее определение музыке:

«Музыка – это движение вокальных звуков».

  В этом определении средневековый музыкальный теоретик выразил отношение к музыке всей европейской музыкальной культуры той эпохи. 

  Преодолеть узы плоти – это была главная задача христианства. Церковь, будучи определена культурным лидером самим средневековом обществом,  играла важную роль в культурной жизни людей.  В церкви зародилась первая профессиональная европейская музыка – хорал и вокальная полифония. Хоральная европейская музыка возникла на заре европейской государственности, ее расцвет приходится на VI - X вв.

  К IX – XI столетиям складываются основы музыкально-теоретической мысли.  В этот период появляется учение о ладах, теоретические основы сольфеджио, гармонии, осваивается и переосмысливается античное музыкальное наследие (насколько это было возможно). 

  В этот период был разработаны первые европейские трактаты, посвященные музыкальной теории: «Музыкальная наука» Аврелиана из Реоме (IX век), «Об изучении гармонии» Регино из Прюмо (ум. в 915 г.), работы для обучения музыкантов композитора и теоретика Одо из Клюни (870 – 942 гг.), трактат «Краткое слово об изучении искусства музыки» Гвидо д’Ареццо (992 – 1050 гг.).

Автор статьи: Такташева Р. А

Преподаватель МКИМ

  Картину музыкальной жизни Средневековой Европы можно реконструировать по изображениям в рукописях, на картинах и на церковных витражах. От этого периода сохранилось не много инструментов. Инструменты чаще всего использовались для аккомпанемента пению.

  В рукописях сохранились изображения, по которым можно составить понятие о форме некоторых из перечисленных инструментов. Их можно разделить на три основные группы.

  К X веку одноголосие григорианских хоралов перестало отвечать эстетическим запросам эпохи. В профессиональной среде духовной музыки зарождатеся многоголосие. 

  Но изменить устоявшиеся традиции григорианского хорала было невозможно. И реформа заключалась в добавлении новых голосов. 

  Выделяют три исторические эпохи в развитии полифонии Средневековья:

  • Раннеполифоническая эпоха (IX - начало X в.) - появление двухголосия
  • Ars Antiqua (конец X - начало XIV вв.)  - "старое искусство"
  • Ars Nova (начало XIV - XV вв.) - эпоха  - развитие новых эстетических принципов в искусстве