S5 MP3 Player - плагин joomla Mp3

  Более 1000 лет развивалось музыкальное искусство Средневековья. Это напряженный и противоречивый этап эволюции музыкального мышления - от монодии (одноголосия) к сложнейшей полифонии. В эпоху Средневековья усовершенствовались многие европейские музыкальные инструменты,  сформировались жанры как церковной, так и светской музыки, сложились известные музыкальные школы Европы: нидерландская, французская, немецкая, итальянская, испанская и т.д.

  В Средние века было два основных направления в развитии музыки: духовная музыка и светская, развлекательная. При этом светская музыка порицалась религией, считалась "дьявольским наваждением".

  Музыка была одним из инструментов религии, "подручным" средством, служившей целям Церкви, а также одной из точных наук. Музыка ставилась наряду с математикой, риторикой, логикой, геометрией, астрономией и грамматикой. Церковь развивала певческие и композиторские школы с упором на числовую музыкальной эстетику (для ученых той эпохи музыка была проекцией числа на звуковую материю). В этом было и влияние позднего эллинизма, идей Пифагора и Платона. При таком подходе музыка не имела самостоятельного значения, она была аллегорией высшей, божественной музыки. 

  Итак, музыка делилась на 3 типа:

  • Мировая музыка - это музыка сфер, планет. Согласно музыкально-числовой эстетике эпохи Средневековья каждая планета солнечной системы наделялась своим звуком, тоном, и движение планет создавало небесную музыку. Помимо планет своим тоном наделялись и времена года.
  • Человеческая музыка - каждый орган, часть тела, душа человека наделялись своим звуком, которые складывались в гармоничное созвучие.
  • Инструментальная музыка - искусство игры на инструментах, музыка для увеселения, низший тип иерархии. 

  Духовная музыка была вокальной, хоровой, а светская - инструментально-вокальной. Инструментальная музыка считалась легкой, несерьезной, и, музыкальные теоретики той эпохи не воспринимали ее всерьез. Хотя менестрельное ремесло требовало от музыкантов большого исполнительского мастерства.

 

  Музыкальный теоретик Средневековья Гвидо Аретинский (конец X века) дает следующее определение музыке:

«Музыка – это движение вокальных звуков».

  В этом определении средневековый музыкальный теоретик выразил отношение к музыке всей европейской музыкальной культуры той эпохи. 

Музыкальные жанры церковной и светской музыки

  Источником духовной музыки Средневековья была монастырская среда. Песнопения разучивались в певческих школах на слух и распространялись в церковной среде. В виду появления большого многообразия напевов католическая церковь решила канонизировать и регламентировать песнопения, отражающие единство христианской доктрины.

  Таким образом, появился хорал, ставший олицетворением церковной музыкальной традиции. На его основе сложились и другие жанры, созданные специально для определенных праздников, богослужений.

  Духовная музыка Средневековья представлена следующими жанрами:

  • Хорал, григорианский хорал - одноголосное религиозное песнопение на латыни, четко регламентированное, исполнялся хором, некоторые разделы - солистом
  • Месса - главное богослужение католической церкви, состоящее из 5 устойчивых частей (ординариум) - I. Kyrie eleison (Господи, помилуй), II. Gloria (слава), III. Credo (верую), IV. Sanctus (свят), V. Agnus Dei (агнец божий).
  • Литургия, литургическая драма - пасхальное или рождественское богослужение, где григорианские хоралы чередовались с неканонизированными мелодиями-тропами, литургии исполнялись хором, партии персонажей (Марии, Евангелиста) - солистами, иногда появлялись некоторые подобия костюмов
  • Мистерия - литургическая драма с развернутым сценическим действием, костюмами
  • Рондель (рондо, ру) - многоголосный жанр зрелого и позднего Средневековья, опирался на авторскую мелодию (в отличие от канонизированного хорала), которая исполнялась в импровизационной манере солистами, вступавшими по очереди (ранняя форма канона)
  • Проприум - часть жанра мессы, изменяющаяся в зависимости от церковного календаря (в отличие от  неизменной части мессы  - ординариума)
  • Антифон - наиболее древний жанр хоровой церковной музыки, основанный на чередовании партий двумя хоровыми группами

Образцы церковной музыки:

1) Распев kyrie eleyson

2) Cеквенция victimae Pashali

3) Мелизматический органум (2-х голосный)

  Светская музыка Средневековья была, в основном, музыкой бродячих музыкантов и отличалась свободой, индивидуализированностью и эмоциональностью. Также светская музыка была частью куртуазной, рыцарской культуры феодалов. Поскольку кодекс предписывал рыцарю изысканные манеры, щедрость, великодушие, обязанности служить Прекрасной Даме, эти стороны не могли не найти своего отражения в песнях трубадуров и миннезингеров.

  Исполняли светскую музыку мимы, жонглеры, трубадуры или труверы, менестрели (во Франции), миннезингеры, шпильманы (в германских странах), хоглары (в Испании), скоморохи (на Руси). Эти артисты должны были не только уметь петь, играть и танцевать, но и уметь показывать цирковые представления, фокусы, театральные сцены, и должны были другими способами всячески развлекать публику. 

  Благодаря тому, что музыка была одной из наук и преподавалась в Университетах, феодалы и знатные люди, получившие образование, могли применять свои знания и в искусстве. Таким образом, музыка развивалась и в придворной среде. В противовес христианскому аскетизму, рыцарская музыка воспевала чувственную любовь и идеал Прекрасной Дамы. Среди знати как музыканты были известны - Гийом - VII, граф Пуатье, герцог Аквитании, Жан Бриенский – король Иерусалима, Пьер Моклэр – герцог Бретани, Тибо Шампанский – король Наварры.

  Основные черты и особенности светской музыки Средневековья:

  • опирается на фольклор, исполняется не на латыни, а на родных языках диалектах,
  • среди бродячих артистов нотация не используется, музыка является устной традицией (позднее в придворной среде развивается музыкальная письменность) 
  • основная тема - образ человека во всем многообразии его земной жизни, идеализированная чувственная любовь
  • одноголосие - как способ выражения индивидуальных чувств в стихотворно-песенной форме
  • вокально-инструментальное исполнение, роль инструментов еще не очень высока, инструментальными были, в основном, вступления, интермедии и коды
  • мелодика была разнообразна, но ритмика при этом - канонизирована, - в этом сказывалось влияние церковной музыки, разновидностей ритма (ритмических модусов) было всего 6, и каждый из них имел строго образное содержание

  Труверы, трубадуры и миннезингеры, играющие куртуазную рыцарскую музыку, создали свои оригинальные жанры:

  • "Ткацкие" и "майские" песни 
  • Рондо - форма на основе повторяющегося рефрена
  • Баллада - текстомузыкальная песенная форма
  • Виреле - старофранцузская стихотворная форма с трёхстрочной строфой (третья строка укорочена), одинаковой рифмовкой и с припевом
  • Героический эпос ("Песнь о Роланде", "Песнь о Нибелунгах")
  • Песни крестоносцев (песни Палестины)
  • Канцона (у миннезингеров назывались - альба) - любовная, лирическая песня 

  Благодаря развитию городской культуры в X - XI вв. светское искусство стало развиваться активней. Странствующие музыканты все чаще выбирают оседлый стиль жизнь, заселяют целые городские кварталы.

  Интересно, что бродячие музыканты к XII - XIII вв. возвращаются к духовной тематике. Переход от латыни к местным языкам и огромная популярность этих исполнителей позволила им принимать участие в духовных представлениях в соборах Страсбурга, Руана, Реймса. Камбре. Со временем некоторые странствующие музыканты получили право на организацию спектаклей в замках знати и при дворах Франции, Англии, Сицилии и других стран.

  К XII - XIII векам среди бродячих музыкантов появляются беглые монахи, странствующие школяры, выходцы из низших слоев духовенства – ваганты и голиарды.

  Оседлые музыканты образуют в средневековых городах целые музыкальные цеха - "Братство святого Жюльена" (Париж, 1321 г.), "Братство святого Николая" (Вена, 1288 г.). Целями этих объединений были защита прав музыкантов, сохранение и передача профессиональных традиций.

  В XIII - XVI вв. формируются новые жанры, которые далее развиваются уже в эпоху Ars Nova:

  • Мотет (от франц. – «слово») - многоголосный жанр, отличается мелодическим несходством голосов, интонировавших одновременно разные тексты, иногда даже на разных языках, мог быть как светского содержания, так и духовного
  • Мадригал (от итал. – «песня на родном языке», т.е. итальянском) - любовно-лирические, пасторальные песни,
  • Качча (от итал. – «охота») - вокальная пьеса на тему охоты.

Светская музыка трубадуров и профессиональных композиторов:

4) Вальтер фон дер Фогельвейде (1170-1230) "Палестинская песня"

5) Вальтер фон дер Фогельвейде "Mir hat herr Gerhart Altze vergeht"

Профессиональная музыка средневековых авторов:

6) Неизвестный автор XIV века "Kyrie magne Deus"

7) Якопо из Болоньи (ум. ок. 1351 г.) "Lauda « Nel mio parlar»"

8) Гратиозус из Падуи (ум. ок. 1400 г.) "Sanctus"