S5 MP3 Player - плагин joomla Mp3

  Преодолеть узы плоти – это была главная задача христианства. Церковь, будучи определена культурным лидером самим средневековом обществом,  играла важную роль в культурной жизни людей.  В церкви зародилась первая профессиональная европейская музыка – хорал и вокальная полифония. Хоральная европейская музыка возникла на заре европейской государственности, ее расцвет приходится на VI - X вв.

  Хорал представляет собой религиозное песнопение, которое изначально было одноголосным, затем стало развиваться в вокальную полифонию.  Интересно, что хоральная музыка была одновременно и плодом «телесной» культуры средневековья и возвышала человека над мирским. Это противоречие выражается в мелодике хорала:  самодовлеющий массивный тон замкнут в себе, но потенциальное движение, в нем заключенное,  позволяет звуку без остатка перетекать в другой тон. Хоральная музыка линеарна (мелодия состоит из звуков-остановок), и функциональные взаимоотношения между звуками проявляются лишь в мелодическом целом. В стремлении усилить звук, сделать его тяжелее и основательней, удваиваются, утраиваются интервалы. Для максимального охвата звукового пространства вводятся дополнительные мелодические линии (контрапункт, канон). Хоральная музыка основательная, тяжелая, замкнута в себе, но при этом именно в ней зарождается сложнейшее полифоническое движение. Смысловая ось здесь не в смене звуков, мелодии, а в неизбежности движения, вырастающего из основательности материализованного тона. При всем при этом хоральная музыка не оказывает гнетущее действие, а возвышает человека над мирским.  Хорал лишен человеческой индивидуальности, очень статичен, изолирует слушателя от повседневности, ощущения энергии «мускульного», проявляющейся в ритмической регулярности.

  Хоральная музыка была исключительно вокальная, и не могла существовать без слова. Почему для исполнения хорала был выбран именно человеческий голос, который ближе к человеческой чувственности, нежели инструменты? Гвидо Аретинский (конец X века) дал следующее определение: «музыка – это движение вокальных звуков». В этом определении средневековый музыкальный теоретик выразил сущность хорального пения, сущность вокально-полифонического искусства и существо всей европейской музыкальной культуры той эпохи.

  Он же впервые разделил музыку на «естественную» - вокальную, и «искусственную» - инструментальную.  Инструментальная музыка считалась «варварски-изнеженной», фривольной, подвижной, легкой. В ней хватало массивности и основательности хорального тона. Церковь выступала против светской инструментальной музыки, называя ее «дьявольским наваждением». Хоральная музыка же производила на людей эпохи средневековья должное впечатление. По словам Г. Гейне:

«…Слишком полнокровные тела варваров подверглись христианскому одухотворению…При посредстве великих, гениальных установлений [католическая церковь] сумела укротить зверство северных варваров и обуздать грубую материю».

  К голосам певцов предъявляли особые требования. Идеальным считался высокий мужской голос (баритональный тенор). Исидор Севильский говорил: «Жирный (pinguis) мужской голос требует чрезмерного единовременного расхода дыхания… Совершенен голос высокий, сладостный и прозрачный. Высокий – чтобы удовлетворять требования высокого регистра, прозрачный – чтобы легко наполнять слух, сладостный – чтобы услаждать душу». Широко применяется фальцет, а с X века разрешается привлекать мальчиков.

  Хорал имеет большое историческое значение,  положив начало профессиональному европейскому композиторскому творчеству - контрапункт, развитие ладов, гармонии, музыкальной формы.

  Существовало несколько диалектов, традиций в исполнении хоралов: галликанская, мозарабская (вест-готская), амвросианская, староримская. В соединении с этими традициями в VII и выкристаллизовался всемирно известный григорианский хорал.

  Григорианский хорал был так назван в честь папы Григория Великого (ок. 560 - 604 гг.), который внес огромный вклад в систематизацию хоральных песнопений, и утвердил григорианских хорал в качестве официального музыкальной материала церки. 

  Григорианский хорал стал символом практически целого тысячелетия. Он господствовал на протяжении всей эпохи романского стиля. Невозможно себе представить литургию без григорианского хорала, и папа Пий X (род. в 1903) отмечал:

"Произведение тем более литургично, чем более соответствует по духу структуре григорианского пения"

  Особенности григорианских хоралов были следующие:

  • отсутствие интервальных скачков, плавное голосоведение
  • использование диатоники, средневековых ладов
  • крайне сдержанная и неторопливая ритмика, которая подчинена тексту хорала
  • отсутствие гармонической вертикали, пение на натуральных обертонах
  • одноголосие, с IX века добавляется второй голос, повторяющий мелодию на равном удалении от нее

  Двухголосные хоралы назвались органумом. Нижний, главный, голос, который вел хорал, назывался vox principalis - основной голос, а верхний, присоединенный, назывался vox organalis - дополнительный голос. 

  Хоралы рузчивались на слух, для напоминания мелодии служили невмы, которые чертились над текстом песнопений. Подробнее о нотации и средневековых ладах см. в следующей статье.

____________________________________

Список используемой литературы:

1. А. Андреев – Грегорианский хорал

2. Н. И. Кареев - Учебная книга истории Средних веков

3. Бельканто (интернет-портал) - http://www.belcanto.ru/horal.html

4. Gumfak.ru (электронная библиотека) - http://www.gumfak.ru/kult_html/uchebnik/uch09.shtml

5. Интернет-портал OrpheusMusic.Ruhttp://orpheusmusic.ru/publ/muzyka_ehpokhi_grigorianskij_khoral/118-1-0-490