S5 MP3 Player - плагин joomla Mp3

Автор статьи: Такташева Р. А

Преподаватель МКИМ

  Картину музыкальной жизни Средневековой Европы можно реконструировать по изображениям в рукописях, на картинах и на церковных витражах. От этого периода сохранилось не много инструментов. Инструменты чаще всего использовались для аккомпанемента пению.

  В рукописях сохранились изображения, по которым можно составить понятие о форме некоторых из перечисленных инструментов. Их можно разделить на три основные группы.

Ударные инструменты

  Пожалуй, нет такой цивилизации, которая не изобрела бы музыкальный инструмент, сходный с барабаном. Высушенная шкура, натянутая на горшок, или выдолбленное бревно – вот же и барабан. Однако, хотя барабаны и были известны со времен Древнего Египта, в раннем Средневековье пользовались ими мало. Лишь со времени крестовых походов упоминание о барабанах становится регулярным, причем начиная с XII века, под этим названием фигурируют инструменты самых разнообразных форм: длинные, сдвоенные, бубны т. д. К концу XII века этот инструмент, который звучит на поле брани и в пиршественном зале, уже привлекает внимание музыкантов. При этом распространился он настолько широко, что в XIII веке труверы, претендующие на сохранение в своем искусстве древних традиций, жаловались на засилье барабанов и бубнов, которые вытесняли инструменты «более благородные».

  К средневековым ударным инструментам относятся колокола, как простые и одиночные, так и подобранные по нотам. О колоколах упоминается еще в VI веке, а начиная со второй половины IX века, они уже распространенны при церквях. В это время колокола были двух видов – литые и кованые. Первые отливались из бронзы, реже – из смеси бронзы и серебра. Вторые изготавливались из нескольких железных листов, склепанных медными гвоздями. Форма колоколов не изменилась и по сей день, но тогда они были только небольшого размера.

   «Но один звук неизменно перекрывал шум беспокойной жизни; сколь бы он ни был разнообразным, он не смешивался ни с чем и возносил все приходящее в сферу порядка и ясности. Это колокольный звон. Колокола в повседневной жизни уподоблялись предостерегающим добрым духом, которые знакомыми всем голосами возвещали горе и радость, покой и тревогу, созывали народ и предупреждали о грозящей опасности. Их звали по именам: Роланд, Толстуха Жаклин – и каждый разбирался в значении того или иного звона. И хотя колокола звучали почти без умолку, внимание к их звону вовсе не притуплялось.

  В продолжение пресловутого судебного поединка между двумя валансьенскими горожанами в 1455г., повергшего в состояние невероятного напряжения и город, и весь бургундский двор, большой колокол « laquelle fait hideux a oyr» (ужасающий слух), по словам Шателлена[1], - звонил, пока не окончилась схватка.

  На колокольне церкви Богоматери в Антверпене все еще висит старинный набатный колокол, отлитый в 1316 году и прозванный «Orida» т. е. horrida – страшный. «Sonner l`effroy», «fair l`effroy» -  значит «бить в набат». Само слово первоначально означало «раздор», затем оповещение о тревоге колокольным звоном, т.е. набат, и, наконец, «страх». Какое же невероятное возбуждение должно было охватывать каждого, когда все церкви и монастыри Парижа били в колокола с утра до вечера – и даже ночью – по случаю избрания папы, который должен был положить конец схизме[2], или в честь заключения мира между бургиньонами и арманьяками[3][4]

  Инструментов с колокольчиками было несколько видов. Самый простой из них состоял из горизонтального прута, на котором висели колокольчики разной величины и тона, по которым били молотком. Другой инструмент с восемнадцатью или двадцатью колокольчиками – цимбалум – приводился в сотрясение рукой. Колокольчики, прикрепленные на проволоке прикрепленные один над другим по два или три, помещались на обруч, от которого шел ремень с ручкой в виде кольца.

  Вообще колокольчики были очень распространены: они звучали во время концертов, их пришивали к одежде, подвешивали к потолку в жилище.

  В XII веке большое распространение получила мода на колокольчики или бубенчики, пришитые к одежде. Пользовались ими как дамы, так и мужчины. Причем последние долго не расставались с этой модой, вплоть до XIV века. Тогда было принято украшать одежду толстыми золотыми цепями, и мужчины часто подвешивали к ним колокольчики. Но уже в XV веке колокольчики остаются только на одежде шутов. Оркестровая жизнь этого ударного инструмента продолжается и по сей день.

  О бомбулюме упоминается еще в V веке, но он значительно изменился по сравнению со своим первоначальным видом. Теперь инструмент представлял собой шест, спирально свитый из двух металлических труб, согнутых вверху под прямым углом. У внешнего конца сгиба висела на металлической цепи большая четырехугольная доска из металла, покрытая металлическими подвижными чешуями. У каждой из обеих отвесных сторон ящика помещались друг над другом в два ряда по три крепкие металлические ручки с колокольчиками разной величины. Когда ударяли в колокольчики, звон, проходя через трубы, значительно усиливался.

  Гремушка – инструмент из Египта. Это металлический обруч с поперечными палочками, на которые нанизаны кольца. Треугольник – древневосточный инструмент, он состоял из согнутого в виде треугольника металлического прута, иногда с украшением посередине. Гремушку сотрясали рукой, а на треугольнике играли с помощью металлической палочки.

  Кроталы и тимпаны. Кроталы напоминали кастаньеты. Тимпан – род барабана или литавры, состоит из деревянного или металлического корпуса, затянутого кожей. Тимпаны были неодинаковые по размеру и по величине, носили различные названия.  Барабаны были принесены на Запад с Востока. Учитывая это, можно считать, что известные в это время табореллус и накария (соответственно сходству названий с арабскими: табл – малый барабан и наккара – большой) являются такими же барабанами.

  Если с рассмотренными музыкальными инструментами сравнить многочисленные изображения и названия, соответствующих им инструментов за период от X до XIV века, то окажется, что они несколько видоизменились. Размер колоколов к этому времени увеличился, и они отливались теперь исключительно из бронзы. У инструментов с колокольчиками их число увеличилось. Человек, управлявший звоном, постепенно заменился особым механизмом. Инструмент, называемый ранее цимбалум, не изменив формы, стал теперь называться флагеллум.

  Из ударных инструментов бомбулюм сохранился до начала XII века, а гремушка и треугольник все время оставались в употреблении. Кроталы во Франции сначала были переименованы в маронетты, а в XIII веке получили название «кликетты».

  Тамбурин немного изменился, вследствие чего получил несколько названий. Если в него били рукой или одной палкой – тимпан, тамбурин, табурель. Если двумя палками – таборнум, табурцинум. Еще встречались барабаны: тимбалана – медный, цилиндрической формы, а также большой – бедон.

Тимбр

Духовые инструменты

  Духовые – это древнейший вид музыкальных инструментов, пришедший в Средневековье из античности. В процессе развития и становления средневековой западной цивилизации сфера применения духовых инструментов очень расширяется: одни, как, например, олифант, являются принадлежностью дворов благородных сеньоров, другие – флейты – находят применение как в народной среде, так и в среде профессиональных музыкантов, третьи, такие, как труба, становятся исключительно военными музыкальными инструментами.

  Под названием флейта подразумевалось несколько видов этого инструмента. Они были различны по длине и толщине.  Некоторые из них были сдвоены, а иногда одна была короче другой или изогнута у конца. Изменялось также число звуковых отверстий.

  Флейта – прошла путь от простонародного инструмента до придворного. Самые древние флейты были найдены на территории Франции в галло-римском культурном слое. В большинстве своем они были костяные. Играли на флейтах обычно менестрели, жонглеры, зачастую их игра предваряла появление торжественной процессии или какого-нибудь высокопоставленного лица.

  В период от X до XIV века изменениям подверглись преимущественно флейты. Длина некоторых увеличилась, а других уменьшилась. Увеличивалось или уменьшалось количество звуковых отверстий. Установилось более точное различие между одинарной, двойной и малой флейтой, представительницами, которых были: сиринкс, хорус, корнемуза, флажолет, пандориум.

  В XV веке стали появляться флейты из вываренной кожи. Причем сама флейта могла быть в сечении как круглой, так и восьмиугольной формы, и не только прямой, но и волнистой.

  Хорус, впоследствии означавший вид барабана, вплоть до конца XI века имел форму шаровидного пузыря, снабженного на одной стороне игральной трубкой с дульцем, а на другой – звуковой трубкой в виде звериной головы.

  Каламус превратился постепенно в гобой, от которого произошли потом несколько других форм, например фагот. Корнемуза была свирелью. Дудки тоже стали разных видов. До XIV века их насчитывалось около двадцати разновидностей. Почти на всех инструментах играли только левой рукой, а правой обычно отбивали такт на барабане.

  Фритель – многоствольная флейта, состоящая из набора трубок разной длины, с одним открытым и другим закрытым концом.

  Фистула – инструмент из нескольких соединенных трубочек разной длины. Кабрета – род свирели с мехом из козьей шкуры для вдувания воздуха. Хорус делался теперь в виде продолговатого четырехугольного ящика, склепанного гвоздями, с двумя трубками на одной из узких сторон, а на другой – только с одной трубкой.

  Другой тип духовых музыкальных инструментов – волынки. Их также было в средневековой Франции несколько видов.

  Это шеврета – духовой инструмент, состоящий из мешка из козьей кожи, трубки для подачи воздуха и дуды. Инструмент, своим видом весьма напоминающий шеврету, еще в XIX веке встречался в деревнях Бургундии и Лимузена.

  Волынка встречается в рукописях, только начиная с XIV века. Ни по внешнему виду, ни по использованию в средневековой Франции она не отличалась от известных нам традиционных шотландских волынок.

  Рога и рожки – духовые инструменты, включая большой рог олифант, мало отличаются друг от друга по конструкции и употреблению. Детали из дерева, вываренной кожи, слоновой кости, рога и металла. Носили их обычно на поясе.

  Отдельно следует сказать об олифанте – огромном роге с металлическими кольцами, сделанными специально, чтобы олифант можно было подвешивать к правому боку владельца. Делали олифант из бивней слона. Использовали на охоте и во время военных действий для подачи сигнала о приближении врага. Отличительной чертой олифанта является то, что принадлежать он мог только владетельному сеньору, в подчинении которого находятся бароны.

  Туба и корну соответствовали военным трубам древних римлян. Туба – все прямые трубы, а корну – изогнутые. Изготавливались они из дерева, вываренной кожи, но чаще всего из латуни. Звук у них был резкий и громкий.     Изменялись и совершенствовались трубы, это заметно по значительному числу их названий. Туба и тубеста – это длинные и прямые трубы. Литуус – загнутая только у конца; буцина – вся согнутая, впоследствии род тромбона. Тауреа – настоящий бычий рог; корну и корникс – согнутые наподобие рога инструменты. Сальпинкс – очень длинная боевая труба.

  Несколько особняком в семье духовых инструментов стоит орган. Это клавишно-педальный инструмент с набором из нескольких десятков труб, приводимых в звучание нагнетаемым мехами воздухом, ассоциируется в настоящее время только с большими стационарными органами – церковными и концертными.

  На Западе, как сказано выше,  эти инструменты появились лишь в VIII веке. В это время орган на Западе был усовершенствован, об этом свидетельствует и то, что между 872 и 882 г. Папой Иоанном VIII из Германии был выписан органный мастер. Органы тогда были небольшие, но неуклюжие, с медными трубками и двенадцатью  клавишами.

  Органы заметно усовершенствовались, размеры из постепенно увеличивались, и трубы в них стали оловянными. Такая перемена произошла в начале XIII века, с тех пор как производство этих инструментов перестало быть монополией церкви. Кроме церковных органов были в употреблении также и небольшие ручные органы. В конце этого периода они состояли из открытого сверху и спереди ящика, задняя стенка и дно которого сходились под прямым углом. По задней стенке изнутри были расположены трубы в нотном порядке, а снаружи у этой же стенки помещался мех. С помощью ленты, накинутой на шею, этот инструмент держался напротив груди. Левой рукой играющий приводил в действие мех, а правой – играл по клавишам.

  Ручные органы получили большое распространение у странствующих музыкантов, которые могли петь, аккомпанируя себе на инструменте. Звучали они на городских площадях, на деревенских праздниках, но никогда – в церквах.

  Органы, меньше церковных, но больше ручных, одно время ставились в замках или могли быть установлены на уличных помостах во время торжественных церемоний.

Струнные инструменты

  Изображения свидетельствуют о слабом развитии струнных инструментов, в том числе смычковых. Струны перебирались либо непосредственно пальцами, либо особой палочкой – древним плектроном.

  К последним принадлежит лира. По форме она была сходна с древнеримской лирой, иногда отличалась от нее более широким корпусом, дугообразными, сходящимися на концах ручками, заменявшими горизонтальную палочку, на которую было натянуто от трех до восьми струн.

  Лиру путали в Средние века с ситаром,  который появился тоже в античной Греции. Первоначально это шестиструнный щипковый инструмент. Он был треугольной формы, число струн на нем варьировалось от двенадцати до двадцати четырех. Его форма могла варьироваться. Известно изображение ситара неправильной закругленной формы с ручкой для облегчения игры. Главное отличие от прочих струнных щипковых инструментов состоит в том, что струны натягиваются просто на раму, а не на некую  «звучащую емкость».

  Свое происхождение от ситара ведет гитерн. Форма этих инструментов тоже разнообразна, но обычно напоминают либо мандолину, либо гитару. Упоминания об этих инструментах начинают встречаться с XIII века, причем играли на них как женщины, так и мужчины. Гитерн  сопровождал пение исполнителя, играли же на нем с помощью медиатора, либо без него. Медиатором служила костяная палочка, которую держали большим и указательным пальцами. Гитерн  мог быть и ансамблевым инструментом.

  В XIV веке появляется упоминание о лютне. К XV веку уже окончательно складывается ее форма: очень выпуклый, почти полукруглый корпус, с круглым отверстием на деке. К этой же группе инструментов принадлежат мандолина, мандора, которые имели в XV веке самую разнообразную форму.

  Кифара состояла из треугольной или продолговатой четырехугольной рамки, закругленной вверху, на которой было натянуто от шести до двадцати четырех струн. Струны находились на одинаковом расстоянии одна от другой, направлялись от длинной стороны треугольника к вершине, где сходились на короткой поперечной палочке. В четырехугольных рамках струны шли параллельно диагонали от косой палки внутрь рамки.

  Псалтерий состоял также из треугольной или продолговатой четырехугольной рамы с натянутыми внутри струнами. У четырехугольных рамок продольные стороны частью совершенно прямые, частью вогнутые внутрь, а у треугольных – две стороны рамки всегда сходятся под очень острым углом. Струны никогда не натягивались по всей рамке, иногда даже доходили только до ее середины. Число струн бывало не менее десяти, но иногда увеличивалось вдвое. Изобретателем псалтерия считается царь Давид.

  В какой-то мере сходен с псалтерием и  другой средневековый инструмент, который практически исчез в XV веке. Это сифония -  западный вариант русской колесной арфы. Однако, кроме колеса с деревянной щеточкой, которая при вращении ручки касается трех прямо натянутых струн, сифония была снабжена клавишами, которые регулировали ее звучание. Клавиш  на сифонии семь, и расположены они были на конце, противоположном тому, на котором вращается колесо. Играли на сифонии обычно два человека, звук же инструмента был, по свидетельству источников, гармоничен и тих.

  Древностью своего происхождения может похвастаться и арфа -  ее изображения встречаются уже в Древнем Египте. Древние арфы – тринадцитиструнные, настроенные в диатонической гамме. Играли на арфе либо стоя, либо сидя, двумя руками и укрепив инструмент так, чтобы его вертикальная стойка находилась у груди исполнителя.

  Арфа на изображениях немного походила на треугольный псалтерий.

  Также встречались другие музыкальные инструменты: набулюм, хорон, монокордиум, органиструм и лира особого устройства. Набулюм походил на псалтерий треугольной или полукруглой формы, с массивной, украшенной резьбой рамкой. В нем было не более двенадцати струн, которые были натянуты от прямой стороны рамы к горизонтальной рамке. Хорон по форме напоминал закругленную у верхнего конца кифару. В нем было не более четырех струн.

  Монокордиум состоял из продолговатого четырехугольного корпуса в виде ящика, обтянутого по верхней стороне кожей. На каждой из сторон находилось по прямой подставке, по которой проходила одна струна, обвивавшаяся вокруг колка, помещенного посередине одной из них. Органиструм по форме похож на большую гитару с двумя расположенными одно против другого круглыми звуковыми отверстиями. У него было три струны, которые, проходя по двум подставкам на нижней части доски, сходились  у рукоятке с колесом, значительно выступавшим за нижний край инструмента. На шейке помещались восемь подвижных колков, посредством которых можно было по желанию повысить или понизить тон.

  Упомянутая лира особого устройства не имела ничего общего с бывшей в то время в употреблении древнеримской лирой. По форме она была похожа на мандолину более позднего времени, от которой отличалась тем, что имела одну струну и на ней играли металлическим смычком. Этот инструмент был родоначальником смычковых инструментов.

  В период от X до XIV века в струнных инструментах произошли некоторые изменения. Лира, сохранив свою первоначальную древнеримскую форму, заметно усовершенствовалась благодаря отчасти тому, что резонатор был расширен, а отчасти из-за более рационального устройства боковых ветвей и некоторых других частей. Но в еще большей мере подверглись изменениям все виды псалтериона и арфы.

  В XII веке появляются арфы малых размеров с различным количеством струн. Жонглеры в своих представлениях использовали только их, и могли создаваться целые ансамбли арфистов. Лучшими арфистами считались ирландцы и бретонцы. В XVI веке арфа практически исчезла из Франции и появилась там лишь века спустя, в ее современном виде.

  Псалтерион совершенно изменил свою форму и устройство. К нему был прибавлен деревянный резонатор, иногда круглый, иногда щитообразно выпуклый, а иногда похожий на прямоугольный ящик с прямыми или округленными краями. Число струн стало не меньше десяти, а часто и вдвое больше. Таким он оставался почти до конца XIV века.

  Одновременно с этими преобразованиями, происшедшими приблизительно в X веке, древний псалтерион, как и набулюм, были заменены кифарой и настоящей арфой. Кифара сохранила свою первоначальную форму. То же самое можно сказать и об арфе. Все изменения заключались в увеличении или уменьшении размера.

  Под хороном, или хорусом, подразумевались теперь, кроме упомянутого выше духового инструмента с этим же названием, еще и древняя кифара с четырьмя струнами.

  Органиструм до конца XII века означал тот же самый инструмент, который носил это название еще в IX веке. Монокордиумом назывался вообще всякий инструмент для игры одной рукой. Из уменьшенного и измененного органиструма образовалось впоследствии несколько видов малых ручных органов. Ко всем этим инструментам прибавились потом позаимствованные из Италии и Испании лютня, цитра.

  Совершенно новым видом музыкальных инструментов являлись тогда смычковые инструменты, число которых все возрастало. Возникнув на Севере, этот род инструментов, предшественницей которых была лира, до такой степени распространился еще в начале X века, что вскоре повсюду  стали заниматься их производством. При этом до XII века их устройство было довольно простым, а после этого времени инструменты стали быстро усовершенствоваться вместе с развитием музыкального искусства, а с изменением форм менялись и названия.

  Древнейшем из смычковых инструментов был кроут. Кроут в своем первоначальном виде остался только в Англии. Он состоял из продолговатого плоского ящика с прямыми и несколько сужавшимися к одному концу или же слегка вогнутыми продольными боками. Струнный набор на нем первоначально состоял из трех, потом из четырех струн. К ним впоследствии прибавилось еще две струны. В верхней части инструмента по обеим сторонам были проделаны продолговато-прямоугольные отверстия достаточной величины, чтобы играющий,  просунув в них левую руку, мог перебирать струны.

  До XII века, но не позднее его начала кроут был окончательно вытеснен происшедшей от него роттой, или кроттой. Таким образом, ротта, на которой играли не только смычком, но и пальцами, составляла как бы сочетание древнего кроута и старинной лиры. В связи с двойственностью этого инструмента ему придали форму продолговато-овального ящика, выпуклого снизу наподобие мандолины, и сохранили свойственный кроуту проемы для рук. Число струн было от двух до шести. Такая форма оставалась у инструмента до XIII века. Этот вид ротты бывал разной величины, иногда походил на гитару, а иногда на длинную виолончель. Когда на нем играли, игравший левой рукой вверху обхватывал инструмент и, в зависимости от величины, упирал его либо в бок, либо в бедро. Иногда он держал инструмент между ногами, как виолончель.

  Пока во Франции происходили преобразования кроута, почти одновременно в Италии возникла виола, а в Германии – гиге, или как еще называли этот инструмент – жиг.  Оба они отличались от ротты только меньшими размерами и способом держать во время игры. Единственное различие между ними заключалось в том, что у гиге, называвшейся также фидель, было не более трех струн, а шейка бала длиннее или другой формы, в отличие от настоящей виолы.

У виолы число струн колебалось от трех до четырех, а шейка обычно имела на конце форму фиалки. За исключением этих различий, резонатор у обоих инструментов был сначала плоский и лишь немного выпуклый, впоследствии его стали делать более конусообразным, с выпуклой задней стороной, как у мандолины. На обоих этих инструментах было по два слуховых отверстия, смычки были довольно длинные, но легкие, в одну струну.

  В XV веке появляются виолы больших размеров – виолы да гамба.  Играли на них, зажав инструмент между колен. К концу пятнадцатого столетия виола да гамба становится семиструнной. Позднее виолу да гамба сменит виолончель. Все виды виол были широко распространенны во Франции, игра на них сопровождала как празднества, так и интимные вечера.

  Жиг – любимый инструмент менестрелей. Исполнительские возможности этого инструмента были значительно беднее, чем у виолы, но он требовал и меньшего мастерства исполнения.

  Рюбеба – струнный смычковый инструмент, напоминающий арабский ребаб.  По форме похожая на лютню, рюбеба имела только одну струну. Несмотря на широкое использование и многочисленные разновидности, рюбеба не считалась инструментом, равным виоле. Ее сфера – скорее, улица, простонародные праздники[5].

 

[1] Шателлен Жорж ( 1404-1475) – бургундский придворный историограф, поэт.

[2] Великая Схизма – раскол в католической Церкви в конце XIV – начале XV в., проявившийся в том, что во главе ее стояли одновременно несколько пап. Причины раскола лежали в стремлении влиятельной группировки в церковном руководстве ликвидировать зависимость от французской короны, в которую попала курия с начала XIV века, особенно после перенесения ее месторасположения из Рима в Авиньон в 1308 г. Эта группировка намеривалась вернуть папский престол в Рим. В 1378 г. Одна часть кардиналов избрала своего папу в Риме, другая – антипапу в Авиньоне. Пизанский собор попытался прекратить раскол и, отрешив обоих пап от власти, избрал третьего. Конец Схизме положил лишь Констанцский собор в 1417 г. 

 

[3] Бургиньоны и арманьяки – группировки во Франции времен Столетней войны. Причиной их образования явилась борьба за регентство при психически больном короле Карле VI. Неудачи Англии в Столетней войне побудили главу бургиньонов Филиппа Доброго искать соглашения с арманьяками на максимально выгодных для себя условиях. Борьба группировок закончилась их примирением в 1435 г.   

[4]  Йохан Хейзинга., Осень Средневековья. М., «Наука» 1988  С. 8

[5] Описание музыкальных инструментов дано по:  Герман Вейс., История цивилизаций. «Темные века» и Средневековье.IV – XIV вв. М. «Эксмо – пресс», 1998. С. 571