S5 MP3 Player - плагин joomla Mp3

  К X веку одноголосие григорианских хоралов перестало отвечать эстетическим запросам эпохи. В профессиональной среде духовной музыки зарождатеся многоголосие. 

  Но изменить устоявшиеся традиции григорианского хорала было невозможно. И реформа заключалась в добавлении новых голосов. 

  Выделяют три исторические эпохи в развитии полифонии Средневековья:

  • Раннеполифоническая эпоха (IX - начало X в.) - появление двухголосия
  • Ars Antiqua (конец X - начало XIV вв.)  - "старое искусство"
  • Ars Nova (начало XIV - XV вв.) - эпоха  - развитие новых эстетических принципов в искусстве

  В раннеполифоническую эпоху развивается двухголосие. Мелодия добавленных голосов полностью повторяет мелодию основного голоса на равном удалении (кварта, квинта, октава), иногда возвращаясь в унисон. Такое двухголосие называлось параллельным органумом.

В эпоху Ars Antiqua органумы развиваются, появляются новые типы голосоведения. Выделяют свободные (где голоса фактурно независимы, противопоставляются гоморитмически, в технике «нота-против-ноты»), мелизматические (на один звук главного голоса приходится несколько звуков второго голоса) и ритмизованные (главный голос «гармонизуется» одним, двумя или тремя другими) органумы. 

  В случае если голоса двигались параллельными терциями, то песнопение называлось гимель.

  В фобурдоне три голоса двигались параллельными секстами.

  К концу XII века появляется трех и даже четырехголосие. При нескольких органалисах голоса назывались дуплум, триплум, квадруплум. Главным голосом до сих пор считался литургический тенор. Появляются технически сложные духовные и светские мотеты, а также готеты (в них мелодия передается из голоса в голос), трехголосные кондукты

  Жанр мотета (от фр.-mot, буквальн слово, или motet - припев или стих) имел большое значение. Он считался высшим достижением подлинной гармонии и совершенства, как в ритмике, так и в искусстве контрапункта. В мотете Ars Antiqua основной голос григорианского хорала (тенор) полифонически соединялся со вторым и третьим голосом, текст мог переноситься из одного голоса в другой, также в разных голосах могли распеваться разные тексты, в том числе на разных языках. Также для исполнения одного из голосов мог подключаться музыкальный инструмент.

  Первой певческой школой, в которой начало преподаваться многоголосие, считается парижская школа Нотр-Дам (сер. XII - XIII вв.) во главе с мастерами Леонин (1163-1190), Перотин (около 1200 г.), Альберто (1147-1180). Также известны школы Сен-Марсьяля,Сантьяго-де-Компостелы, Винчестера. Выделяют композиторов Иоханеса Гарландиа (ок. 1240), автора трактата "De mensurabili musica", Иеронима де Морави(ок. 1272-1304), автора "Ars cantus mensurabilis", и знаменитый труд Иоханеса де Грохео(ок. 1300) "Tractatus de musica".

  Дальнейшее развитие многоголосия связано с именами французских музыкантов эпохи Ars nova, в особенности, Филиппа де Витри и Гийома де Машо [1]. Началось переосмысление эстетических музыкальных воззрений. 

  Искусство эпохи Ars Nova в Италии оно обладало всеми свойствами раннего Возрождения. Основные его черты:

  • отказ от использования исключительно жанров церковной музыки и обращение к светским вокально-инструментальным камерным жанрам (баллада, качча, мадригал),
  • сближение с бытовой песенностью,
  • использование различных музыкальных инструментов.

  Искусство Ars nova было противопоставлено искусству Ars antiqua. Причем именно теоретики эпохи Ars Nova (Якоб Льежский, Филипп де Витри,Иоанн де Мурис) так назвали предшествующий этап. Эпохи выделяли, в основном, по признакам метроритмической основы, системе нотации. Строгая «сдержанность» (modestas) старинной музыки противопоставлялась дерзкой «распущенности» (lascivia) музыки новой.

  Одним из самых ярких представителей эпохи Ars Nova был Гийом де Машо. Подобно труверам и трубадурам, он был и музыкантом и поэтом. Как композитор он создавал произведения в различных стилях: баллады, мотеты, рондо, лэ (французские песни). Он много лет жил при дворе короля Иоанна (Яна) Люксембургского (1296–1346), что позволило ему путешествовать в разные страны Европы вместе с королевской свитой.  Это было весьма значимо для композитора, поскольку он мог впитать в себя традиции других культур и избежать национальной замкнутости, присущей многим музыкальным школам того времени. 

  С 1337 г. занял пост каноника в кафедральном соборе Реймса, где прослужил до конца своих дней. Последние годы он старательно занимался изданием своих сочинений (музыки и стихов) для королевских патронов, благодаря чему до нас дошли многочисленные сборники его произведений.  

  Гийом де Машо создал первую авторскую четырехголосную мессу "Нотр-Дам" (ок. 1360 г.).  Месса написана на латинский язык, состоит из ординариума - 5-ти частей (1 часть – Kyrie – Господи, помилуй, 2-я – Gloriа – Слава в вышних богу, 3-я – Credo – Символ веры, 4-я – Sanсtus – Свят господь Саваоф, 5-я – Agnus dei – Агнец божий). 

 

 


Список используемой литературы и источники:

1. Статья "Становление профессионального музыкального искусства в эпоху Средневековья" //  http://orpheusmusic.ru/publ/stili_i_napravlenija_v_muzyke/stanovlenie_professionalnogo_muzykalnogo_iskusstva_

v_ehpokhu_srednevekovja/524-1-0-704

2. Сайт студенческих и ученических работ "Пятифан" // http://5fan.ru/wievjob.php?id=14232

3. Википедия, свободная энциклопедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/Ars_antiqua