S5 MP3 Player - плагин joomla Mp3

   В эпоху Возрождения использовались самые различные инструменты, поскольку инструментальная музыка расцветала как самостоятельное направление.

   Популярны были виолы – это семейство смычковых инструментов, различных по размеру, диапазону, строю, количеству струн, наличию или отсутствию резонирующих струн, размеру деки и т.п. Но общим был схожий внешний вид - тупые углы, покатые плечи, плоская задняя дека со скосом вверху, широкий гриф с ладами. По строению виолы похожи на современные струнные инструменты, за исключением того, что их корпус имеет более продолговатую и плоскую форму, резонирующие отверстия вырезаны в виде буквы С, а не f (эфы), и на гриф виолы наматывались лады (из кишок).

  По звуку виолы также походили на скрипичные инструменты (скрипки, альты, виолончели), но имели более бархатистый и индивидуальный тембр (за счет более плотного и плоского корпуса, жильных струн). Использование виол в оркестрах, больших ансамблях было затруднительным из-за сложности настройки и обертонового разнообразия звучания, в основном, виолы различного диапазона использовались в квартетах.

   Струны виол были жильными (делались из кишок) вплоть до 1660 года, когда стали доступны медные струны. Жильные струны давали более мягкий и нежный звук, а медные струны - более звонкий и громкий, иногда струны комбинировали, чтобы достичь желаемого звучания. Жильные струны до сих пор производят специально для старинных инструментов. Виолы могли иметь одинарное количество струн (5 -7) или двойные резонирующие струн (в этом случае общее количество струн могло доходить до четырнадцати), очень прихотливых в настройке. Строились виолы по квартам с терцией посередине. 

   Виолы разделялись по диапазону и строю следующим образом:

  • pardessus de viola (высокая сопрановая) - строй g, c1, f1, a1, d2, g2
  • violetta piccolo (дискантная,сопрановая) - строй на кварту ниже - d, g, с1, е1, a1, d2
  • haute contre de viole (малая альтовая) - строй на тон ниже - с, f, b, d1, g1, c1
  • violette, taile de viole (альтовая) - строй на кварту или квинту ниже сопрановой - A, d, g, h, e1, a1 или G, c, f, a, d1, g1  
  • viole da gamba (теноровая, от итал. Gamda - колено) - строй D, G, с, е, a, d1
  • viole da basso (басовая виола) - строй на карту ниже A, D, G, h, e, a
  • contrabasse de viole или виолоне (контрабасовая виола) - строй на октаву ниже виолы да гамба, использовалась для удвоения баса - D, G, C, E, A, d.
   Все виолы, кроме так называемой виолы д`аморе (виола любви, еще одна из разновидностей сопрановых виол), при игре держали вертикально на коленях или между ног.  

   Эпоха Возрождения знаменита своими органами – позитивами и портативами. Эти органы были небольшого размера,  а портативы можно было и вовсе носить с собой.

                                         

   Орган – это клавишно-духовой инструмент, который активно использовался в церковной музыке. В эпоху Возрождения орган положил начало отдельной ветви клавишных инструментов, которые имели более светское звучание – клавикорд, клавесин, чембало, верджинел. И самым распространенным из них стал клавесин. 

  Название инструмента "клавикорд"  происходит от греческого «хорд» - «струна» и латинского «клави» - «гвоздь». Когда нажимали на клавишу клавикорда, она касалась струны гвоздём, жёстко закреплённым на её конце. В последствии гвозди заменили латунными стерженьками, называемыми тангентами. Струны клавикорда располагались параллельно линии клавиатуры. От их числа зависела ширина инструмента. Звук инструмента был мягкий и нежный, а  главное, клавикорд оказался очень удобен для игры: легкого прикосновения к клавише было достаточно, чтобы его извлечь.

  Удобство обращения с ним состояла в том, что все струны настраивались одинаково, т.е звучали в унисон. Различие в высоте звучания достигалось тем, что тангент касался струны в её определённой точке, которая отделяла левую часть струны, обтянутую материей, от правой - звучащей.

  Пока в инструменте было всего две- три октавы, проблем не возникало. Но когда диапазон клавиатуры начали увеличивать, понадобилось увеличить и число струн. А следовательно, возросла ширина инструмента. Тогда мастера нашли остроумный выход: чтобы сохранить удобными размеры клавикорда, они помещали струн меньше, чем клавиш . При этом два, а иногда и более тангентов «обслуживались» одной струной. В определённом смысле это было очень удобно: упрощалась настройка инструмента и не увеличивались его размеры. Однако в таких клавикордах, которые назывались связанными, нельзя было одновременно пользоваться теми клавишами, тангенты которых приходились на одну и ту же струну. В свободных, или развязанных, клавикордах такой проблемы не возникало: число струн в них соответствовало количеству клавиш. Но настраивать их было сложнее.

   Наиболее популярным инструментом среди клавишных был клавесинВ Италии его называли чембало, в Германии- флюгель, в Англии- арпсихорд, а во Франции - клавесин, и это последнее название стало общим для всех инструментов подобного типа. Клавесин появился немногим позже клавикорда. Его прямым предком был цимбал- трёхугольный ящик со струнами, на котором играли ещё древнеассирийские музыканты.

   Мастера, бившееся над созданием клавикорда с сильным звуком, уже давно поглядывали на цимбалы и псалтериумы: защипывая струны пальцем или плектром, музыканты добивались на них довольно громкого звучания.С присоединением к цимбалу клавиатуры, и родился клавесин, названный в честь своего прародителя клавицимбалом.

   По сравнению с клавикордом, механика клавесина была несколько сложнее. Особенности клавесина заключались в том, что:

   а) струны на нём были разной длины, и каждая настраивалась в определённом тоне, что усложняло настройку инструмента;

   б) механизм звукоизвлечения был сложнее - тангент клавикорда был жёстко скреплён с клавиатурой, в клавесине же звукоизвлекающее устройство было сконструировано так, что соединённый с клавишей деревянный стерженёк сверху был расщеплён наподобие вилочки. Сюда вставлялся  язычок, щипком приводивший в колебание струну.

   В качестве материала для изготовления  язычка клавесинные мастера использовали перья птиц, причём язычки, сделанные из вороньих перьев оказались более «музыкальными» и долговечными. В течение нескольких веков они использовались в клавесине, пока на смену им не пришли язычки из кожи и металла.

   Меняя материал, используемый для язычков, мастера стремились не только разнообразить тембр клавесина, но и увеличить силу его звука. Для усиления звучания стали применяться удвоенные, утроенные струны для каждого тона, настраивавшиеся в унисон или в октаву .

   Также распространены были духовые инструменты – рекордер (блокфлейта), рожок, флейта.

>

   Самым распространенным инструментом в эпоху Возрождения была лютня. Если сосчитать количество произведений, написанных для лютни, то окажется, что их больше, чем произведений для фортепиано! Лютня – это древнейший инструмент. Подобные инструменты были в Египте, Китае, Персии и Греции. Предок лютни – арабский инструмент ут, завезенный в XIV веке арабами в Испанию, затем распространившийся по всей Европе. В Средневековье лютня чаще всего использовалась для аккомпанемента. А в эпоху Возрождения лютня стала также и сольным инструментом, а в XVII веке достигла пика своей популярности. В тот время ни один концерт не обходился без лютни, а каждый уважающий себя король был обязан иметь при дворе лютниста-виртуоза. 

   Лютня – это щипковый струнный инструмент. Струны были жильными, лады на лютне были не встроены, как на гитаре, а навязаны на гриф, их можно было двигать. В эпоху Возрождения лютня имела пять хоров струн. Хор – это две рядом расположенные струны, настроенные в унисон или в октаву. Позже количество хоров увеличилось до четырнадцати, верхняя струна была одинарной. На струнах играли медиатором, потом стали играть щипком, что позволило исполнять более сложные произведения, в том числе полифонические.

Ноты для лютневых произведений печатались в виде табулатур.

С развитием инструментальной музыки изменились и нотные издания. На смену тяжелым деревянным печатным блокам пришли передвижные металлические литеры, который изобрел итальянец Оттавиано Петруччи. С помощью них усовершенствовалась технология издания нот.


Источники:

  1. http://www.radostmoya.ru/project/akademiya_zanimatelnyh_iskusstv_muzyka/video/?watch=muzyka_epohi_vozrozhdeniya_lutnya
  2. http://www.chuchotezvous.ru/civilizations/1324.html
  3. http://www.olofmp3.ru/index.php/Muzyka-v-epohu-Vozrozhdeniya.html
  4. Музыкальный энциклопедический словарь, 1990